Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.
 
 
 
Меню   Раздел Библиотека   Реклама
         
 
Поиск
 

Мой баннер
 
Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Статистика
 
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
 

Особенности развития детей с аутизмом

Аутизм чаще всего рассматривается как особый тип развития, при котором нарушаются контакты с внешним миром, осложняются, а иногда становятся невозможными коммуникации, взаимодействия с другими людьми. Человек как бы живет в своем мире, имеющем мало общего с социальной реальностью.
В 80-х годах при НИИ дефектологии АПН СССР была создана специальная экспериментальная группа по коррекции раннего детского аутизма, которая до сих пор остается лидером в исследовании аутизма и организации помощи детям и родителям. Работы О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг указывают на значительное снижение у аутичных детей потребности в овладении предметным миром и социальными отношениями, в результате чего наблюдается нарушение усвоения социального опыта в целом, а так же вторично страдают те стороны психического развития, которые непосредственно связаны со средствами расширения социальных контактов. В этом случае уязвимыми оказываются те стороны восприятия, которые развиваются под воздействием предметной практики. Аутизм может проявляться в четырех формах:

  • как полная отрешенность от происходящего,
  • как активное отвержение,
  • как захваченность аутистическими интересами, полная погруженность в то, что ребенок делает,
  • как трудность в организации общения и взаимодействия. Выделенные типы соответствуют разным ступеням взаимодействия со средой и людьми.

Современные научные теории аутизма единодушны во мнении, что аутизм связан с генетическими изменениями, нарушениями в центральной нервной системе, которые вызывают особое развитие умственных и речевых способностей. Приведем пять характеристик «чистого» аутизма:

  • нетипичные социальные связи;
  • особые коммуникации;
  • нарушения игры;
  • своеобразное развитие интеллектуальных способностей;
  • повторяющиеся стереотипы, ритуалы.

Нетипичные социальные связи. Люди с аутизмом потенциально могут управлять своим поведением. Даже те, кто в общении с аутичными людьми отмечали недостаток соответствующих ситуации реакций на других людей, признавали, что они могут проявляться в ситуации разговорного взаимодействия. Люди с аутизмом могут быть настолько поглощены деятельностью, что когда они сталкиваются с необходимостью ее прерывания, они могут испытать значительную тревогу и агрессию (такое может встречаться и у обычных детей). Как правило, они очень необычно реагируют на слова, действия и ожидания других людей. Временами создается впечатление, что они ничего не помнят, и тем не менее, в отдельных случаях они с удивительной точностью воспроизводят содержание разговоров. Кажется, что люди с аутизмом заперты внутри собственного понимания мира и не способны освоить нормы речевого общения. Однако, как пишет человек с аутизмом, «трагедия не в том, что мы есть, а в том, что в вашем мире нет места для нас»
Они испытывают трудности в зрительном восприятии и физическом контакте, иногда их пугает общение лицом к лицу. Несмотря на то, что они учат язык в ситуациях повседневного общения, их слова и действия могут удивлять или даже шокировать. В процессе развития ребенка огромную роль играет выработка разнообразных стереотипов поведения (в том числе и социальных стереотипов, образцов).
Особые коммуникации включает многократное повторение одних и тех же звуков, слов или выражений, неправильное использование слов, недостаток выразительных движений, трудности с конкретными действиями, включающие необычную тональность голоса, отсутствующий взгляд и ходьбу на цыпочках. Аутизм сопровождается снижением потребности в общении. Мы привычно ожидаем от ребенка интереса к другим людям, детям, зрелищам. Однако при аутизме ребенок может оставаться равнодушным в ситуациях общения, более того, они могут вызвать страх или агрессию. Именно эта специфика развития и обусловливает значительные трудности при подготовке к семейной жизни.
Вместе с тем, как отмечает И.Б.Карвасарская, подростки с любой степенью аутизма достаточно легко могут общаться с психологом уже на первой встрече, если создается атмосфера доверия, принятия, безопасности. Поначалу такие контакты кратковременны, но их длительность может существенно возрасти.
Нарушение игры и воображения как основы игровой деятельности. Ребенок скорее подражает сверстникам, чем включается в игру, он рядом. Но не вместе.
Своеобразное развитие интеллектуальных способностей. Многие исследователи отмечают разнообразие интеллектуальных способностей, которые часто сопровождаются ограниченным аутичным восприятием. У некоторых людей, достигших высокого уровня развития, интеллектуальные и артистические способности граничат с одаренностью, что не может не удивлять.
Репетиционное поведение и ритуалы. Одной из особенностей аутизма является склонность к повторению движений, слов и действий.
Люди с аутизмом с большим трудом обобщают свой опыт, им трудно приложить полученные знания и навыки в другой ситуации. Часто они испытывают тревогу в ситуациях, когда другие люди предъявляют к ним определенные требования или ожидания.

Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. -М.: Теревинф, 1997, с. 103-161.

Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. -М.: Теревинф, 1997, с.41-63.

Barron J. & Barron S. There is a Boy in Here. - New York: Simon & Schuster, 1992. P. 56-59.

Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. - М.: Теревинф, 2003. С. 21.

Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. - М: Теревинф,2003.С18.

 

 

Популярные материалы Популярные материалы

 
 
Присоединиться
 
В Контакте Одноклассники Мой Мир Facebook Google+ YouTube
 
 
 
 
Создан: 28.02.2001.
Copyright © 2001- aupam. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.