Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.
 
 
 
Меню   Раздел Библиотека   Реклама
         
 
Поиск
 

Мой баннер
 
Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Статистика
 
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
 

5.4. Индивидуальное консультирование

Консультирование - это модное слово, звучит оно в разных контекстах: например, консультирование по трудоустройству, по наркотикам и алкоголизму, для студентов, по последствиям бедствий, семейные консультации и т.д. По любой теме, которую вы назовете, существуют консультации.

Мы надеемся рассеять мифы и непонимание. Но сначала, что для тебя означает слово консультирование: означает ли это совет, даже если ты его не просишь; или это означает подсказку; или это означает, что тебе диктуют, как действовать и думать.

Для некоторых это слово напоминает психотерапию, как будто к ним относятся как к пациентам, рассматривают и изучают их, а потом раскрывают все глубокие чувства на всеобщее обозрение, хотят они этого, или нет. Или это значит, что им говорят "Соберись, возьми себя в руки; думай по-другому. Твои проблемы совершенно от других причин, чем ты думаешь."

Многие люди считают консультирование признанием своих слабостей, что это признак неадекватности и неспособности разобраться в своих проблемах самому. Для них нуждаться в консультировании, значит быть исключенным из круга людей, у которых все получается.

Индивидуальное консультирование - совсем другое. Это значит быть человеком и также принимать всех остальных людей - имеющими врожденные права определять свою жизнь.

Индивидуальное консультирование - это не то, в чем люди нуждаются из-за слабости. Это тот вид поддержки, к которому человек обращается не из-за слабости, а благодаря своей силе. В какой-то момент даже самые сильные из нас приветствуют возможность пересмотреть свои мысли и чувства, и другой человек может служить как отражающее устройство (зеркало), которое отражает варианты наших идей.

Консультирование происходит, когда один человек временно в роли консультанта предлагает свое время, понимание и уважение другому человеку, который временно ищет консультирования. Задача консультанта - предоставить этому человеку возможность глубже рассмотреть, уточнить и найти для себя новые способы жить более находчиво и двигаться в сторону благополучия.

Консультировать в самом неформальном смысле - это значит быть другом, когда это необходимо, внимательно выслушать чьи-то надежды, ожидания, страхи, расстройства. На этом уровне, наверняка, каждый из нас действовал в качестве консультанта, осознавали мы это или нет. В более глубоком смысле консультирование означает глубокое рассмотрение и понимание фактов нашей прошлой жизни и наших мечтаний о будущем и изучение путей, с помощью которых мы можем приблизить желаемое будущее.

Что особенного в услуге консультирования Дербиширского Центра интегрированной жизни?

Во-первых, это услуги людей с одинаковым опытом; сам консультант и человек, который временно находится в роли консультируемого, имеют одинаковый уровень понимания, статус.

Во-вторых, консультирование - это действие, направленное не на человека, а с человеком. Человек консультируется тогда, когда этого захочет сам. Он должен сам контролировать свою жизнь и принимать решение о консультировании. Кроме того, люди делятся только тем, чем они сами хотят поделиться, а не тем, чем они должны, по мнению других, делиться с консультантом. Люди сами определяют, на каком уровне они будут общаться с консультантами.

В-третьих, хотя у наших консультантов довольно широкая подготовка, они не "профессионалы". Они, во-первых, люди, и они - люди, которые имели подобные переживания, и поэтому смогут легко понять эти чувства у других.

В-четвертых, при консультировании не дается советов, но дается специализированная информация, которая отвечает потребностям инвалидов и их семей.

В-пятых, в основе индивидуального консультирования лежит утверждение, что все люди - инвалиды и не инвалиды - имеют право контролировать свою собственную жизнь и контролировать то, что необходимо для их самореализации.

Дербиширский центр интегрированной жизни

Почему ДЦИЖ предоставляет услуги консультантов?

Многие инвалиды испытывают различные степени беспокойства и личных проблем, связанных с инвалидностью. Самый обычный пример - отношения между людьми заметно усложняются, когда партнер или член семьи становится инвалидом. Люди, которые ухаживают за инвалидами, часто чувствуют себя одинокими, изолированными от других и замкнутыми на этих проблемах, где истинные чувства сдерживаются страхом и опасениями.

Говоря с людьми, которые сами испытывали те же трудности, и к тому же обладают навыками консультирования, могут помочь другим найти выход из положения.

Что такое консультирование?

Определение, предложенное Британской ассоциацией Консультантов, гласит:

"Консультирование происходит в случае, когда один человек, временно выступающий в роли консультанта, предлагает свое время, внимание и уважение другому человеку, временно выступающему в роли консультируемого. Задача консультирования - предоставить консультируемому возможность исследовать, выявить и раскрыть способы благополучно жить, используя для этого большие ресурсы." (Выделенные слова характеризуют приемы работы консультанта).

Кто такие консультанты ЦИЖ?

Это люди, которые знают, что такое инвалидность - либо сами инвалиды, либо люди, которые заботятся о них, которые имеют талант выслушать других и желание отдавать другим свое время и непредвзятое, уважительное отношение.

К консультантам не предъявляется никаких специальных профессиональных и образовательных требований, нет никаких ограничений по возрасту.

К чему должны быть готовы консультанты ЦИЖ?

Прежде всего, к достаточно строгому отбору и тренингу (см. ниже). После завершения тренинга мы ожидаем. Что консультант будет заниматься работой по крайней мере два часа в неделю. Работу консультанта поддерживают и направляют, что означает присутствие на ежемесячной встрече-дискуссии и по крайней мере дважды в год на консультациях. Консультанту придется много читать и писать заметки, особенно во время семинаров.

Консультанты могут заявлять о расходах в процессе обучения и консультирования, транспортные расходы будут возмещаться.

Как стать консультантом?

Прочитав это, вы можете поговорить и обсудить, все, что вас интересует, с будущими консультантами или координаторами ЦИЖ. Если после этого вы почувствуете, что вы хотите продолжать, заполните заявку на участие в семинаре. Затем Вас попросят присоединиться к дискуссии в одной из групп консультантов и пройти небольшое собеседование. Если все пройдет хорошо, Вы будете зачислены на семинар, который начнется после того, как будет сформирована группа.

Что требуется для обучения?

Семинар для консультантов ЦИЖ проходит в группах по 12 человек. Основной курс состоит из двух этапов - начального и продвинутого. Каждый этап состоит из четырех или пяти однодневных сессий, проходящих в течение четырех - пяти недель.

После окончания начального этапа каждый участник семинара оценивается и в зависимости от результата продолжает курс или отсеивается.

Дальнейшее тестирование будущих консультантов проводится уже по окончании продвинутого этапа, перед тем, как он или она приступает к практическому консультированию.

Ведущими семинаров являются опытные консультанты, которые в свое время участвовали в них сами. Тренинг включает в себя небольшую теоретическую подготовку, но главное внимание уделяется экспериментам по обмену опытом и чувств по поводу своей инвалидности участников.

Задача семинара - помочь консультантам иметь дело с болезненными вопросами и проблемами, с которыми обычно приходят в центр наши клиенты и не позволить им (консультантам) руководствоваться своими эмоциями.

После прохождения основного курса консультант может участвовать в дальнейших тренингах, которые позволят ему развивать свои навыки по каким-либо конкретным проблемам, например, сексуальности, тяжелой утраты и так далее. Мы также предлагаем семинары по различным подходам и технике консультирования.

Трехступенчатая модель навыков помощи

Мы не можем решить человеческие проблемы, но мы можем научиться справляться с ними и помочь другим, предложив свою поддержку и вызов. Эта трехступенчатая модель - способ работы с другим человеком с целью помочь ему или ей справиться с трудностями жизни. Модель была разработана Джерардом Иганом и опубликована в его книге "Грамотный помощник". Она описывает навыки, которые развиваются на трех стадиях работы.

1 стадия - исследование В чем заключается проблема?
Консультант помогает консультируемому рассказать о проблеме так, как он или она видит ее.



2 стадия
Новый уровень понимания
Консультируемому помогают посмотреть на свою проблему с другой стороны и подумать как она/он может справиться с ней.
3 стадия - действие
Консультируемому помогают выяснить, как надо строить планы и корректировать его действия, когда он или она начнет действовать
Необходимые навыки:
1. Уделять внимание
2. Умение слушать
3. "Активное" слушание
- покажите, что Вы в самом деле понимаете проблему и связанные с ней чувства (выделите это)
- не судите и не критикуйте
- будьте доброжелательны, открыты и честны
- часто и коротко повторяйте консультируемому то, что Вы от него услышали
- задавайте "развернутые" вопросы (пересказывайте его слова, размышляйте, резюмируйте, расставляйте акценты)
Необходимые навыки те же, что и на первой стадии, плюс:
1. Посмотрите на проблему глубже и пристальнее
2. Предоставьте информацию
3. Помогите консультируемому увидеть возможные примеры
4. Поделитесь своим опытом
5. Поговорите о том, что происходит между вами
6. Определите цель
Навыки: все навыки первой и второй стадии, плюс:
1. Решить проблему и принять решение
2. Планирование действий
3. Контроль над результатами

Навыки консультирования и правильное поведение

  Правильное поведение Неправильное поведение
Приобретение доверия Принятие
Понимание
личности
Элементарная вежливость Понимание человека
Дружелюбие
_______________________
Пересказ и рассуждение
Сконцентрируйтесь на чувствах
________________________
Раскрытие личности
Замечания, которые могут задеть человека или заставить недооценивать себя. Враждебность. Прекращение беседы. Демонстрация скуки или нетерпения. Снисходительность или покровительственное отношение. Неправильный пересказ
Неверные выводы
Противоречивость ваших вербальных и невербальных сообщений
Не судите!
Навыки слушания Невербальные




Вербальные
Внимательно слушайте Невербальные подсказки
Установите визуальную поддержку говорящего
Кивайте головой
Сидите наиболее "открыто" по отношению к говорящему
________________________ Вопросы или комментарии, которые помогут говорящему сосредоточиться на том, что он хочет сказать.
Словесные подсказки.
________________________
Препятствуйте непоследовательности.
Задавайте развернутые вопросы.
Акцентируйте внимание на том, что сказал клиент.
Рассуждение
Отвлекаться, проявлять скуку или враждебность, вертеть посторонние предметы, смотреть на часы. ________________________________
Перебивать клиента когда он говорит или даже если он молчит, менять тему беседы.
________________________________
Принятие непоследовательности.
"Закрытые" вопросы.
Преждевременные предположения или интерпретации.
Навыки по исследованию и выявлению проблемы Подталкивайте говорящего от общего к специфическому и от смутного к конкретному. ________________________
Выясните ключевые, знаковые слова и выражения говорящего
________________________
Резюмируйте. Проверяйте свои выводы. Ставьте задачу.
Обобщения или неясность, безапелляционная оценка. Преждевременные выводы. ________________________________
________________________________
Несколько вопросов одновременно, использование жаргона или незнакомых слов. Мямлить. Перескакивать с одной мысли на другую.

Слушание

Слушание - это сочетание слышания того, что говорит другой человек, и активного сопереживания тому, что он говорит.

Способность быть хорошим слушателем, с которым другой человек чувствует, что он услышан, зависит от навыков, которые могут быть развиты с помощью специальных упражнений. Они сводятся к следующему:

Внимательность: 1. Заинтересованная поза слушающего
2. Использование подходящей жестикуляции
3. Визуальный контакт
4. Использование среды, которая не отвлекает
Поддержка собеседника: 1. Использовать такие приемы для того, чтобы разговорить клиента, как, например: "Вы не против поговорить об этом?"
2. Элементарно "подталкивать" говорящего словами вроде: "понимаю", "продолжайте", "да".
3. Задавайте вопросы нечасто
4. Внимательно поддерживайте тишину
Рассуждение 1. Повторяйте слова говорящего
2. Рассуждайте о чувствах говорящего
3. Рассуждайте о том, что имеет в виду говорящий
4. Резюмируйте

Хорошее слушание означает также живую реакцию на то, что говорит собеседник. В этом случае быстрее устанавливается понимание и принятие. Рассуждение является также проверкой на правильное понимание и способствует созданию дружелюбной атмосферы и доверия.

Активное слушание является основой эффективного консультирования. Консультирование часто неправильно понимается как технология, которая позволяет давать людям советы. Но на самом деле это способ устанавливать связь и отвечать. В отношениях, возникающих в процессе консультирования, консультант использует набор навыков слушания для того, чтобы помочь другому человеку исследовать свои мысли, чувства и поведение для того, чтобы достичь более ясного самосознания. Этот навык является основным для консультанта, и его нужно развивать.

Навыки слушания

Визуальный контакт

Адекватный визуальный контакт обычно является наиболее важным способом передачи вашего полного внимания по отношению к собеседнику. Вы можете достичь его, делая следующее:

  1. Сфокусируйте ваш взгляд на собеседнике и плавно переводите его с лица на другие части тела, например, руки, которыми он\она жестикулирует, покачивающиеся ноги, потом снова посмотрите в лицо и в глаза. Если Вы будете иногда переводить свой взгляд, вы избежите впечатления, будто Вы уставились на собеседника и не будете тем самым смущать его. Будьте естественны.
  2. Избегайте пристального взгляда, не имитируйте визуальный контакт, сконцентрировав взгляд на лбу собеседника. Этот прием используется военными, которые не хотят выглядеть "выше по званию" перед теми, с кем они разговаривают. Такое поведение может расцениваться как проявление сомнения, враждебности или неискренности.
  3. Не отводите надолго взгляд от собеседника. Если вы будете отвлекаться на проходящих людей, посторонний шум, собеседник может воспринять это как невнимание к себе.

Невербальная поддержка

Используя эти приемы, Вы не только будете слушать собеседника, но поможете ему выражать свои мысли.

  1. Время от времени кивайте головой в знак подтверждения. Этот прием используется при хорошо установленном визуальном контакте.
  2. Подходящие выражения лица. Обычно лицо должно отражать чувства, которые выражает собеседник, а не вашу реакцию на них. Сдвинутые брови подходят, когда вы не улавливаете мысль или не понимаете смысла того, что вам говорят.
  3. Используйте тишину. Молчание помогает собеседнику сосредоточиться, а вам продемонстрировать свое терпение.

Открытая поза

Если Вы не будете напряжены сами, собеседнику будет легче расслабиться. Когда ваше тело демонстрирует открытость, собеседник скорее будет говорить с вами свободно и меньше "защищаться". Вы можете достичь "открытости" следующим образом:

  1. Сядьте или встаньте прямо напротив собеседника, это лучше, чем находится рядом.
  2. Не скрещивайте руки или ноги. Скрещенные руки могут передавать ваше превосходство или "защиту", служить барьером.
  3. Немного вытянитесь вперед, это передаст интерес. Сутулость может расцениваться как то, что вам скучно, неинтересно или вы устали.

Вербальные приемы

Сфокусируйтесь. Обычно в начале разговора люди блуждают, перескакивая с темы на тему. Периодическая помощь консультанта может помочь говорящему сосредоточиться на том, что он хотел сказать. Когда вы понимаете, что ваш собеседник осветил основные волнующие его проблемы, Вы можете сознательно сфокусировать внимание на одной из них, которая представляется наиболее важной. Можно задавать вопросы вроде: "Какая, на ваш взгляд, наиболее важная вещь, из тех, что мы обсуждали последние 10 минут?" или "Скажите, что Вы чувствовали, пока мы разговаривали?", "Выберите одно самое подходящее слово. Чтобы описать то. О чем мы говорили последние пять минут? " Если Вы сами чувствуете, что запутались, используйте это как путь для решения того, на чем нужно сконцентрироваться.

Вербальная поддержка

Слушатель может помочь говорящему раскрыться, узнавать о мыслях и чувствах собеседника, используя словесную поддержку. Она служат как открытое приглашение продолжать разговор. Обычно используются такие приемы:

  1. Используйте выражения типа: "Понимаю", "Да-а", "Гм-гм", "Расскажите об этом побольше".
  2. Говорите хорошо поставленным голосом. Это послужит установлению комфортной и доверительной обстановки.
  3. Повторяйте ключевое слово собеседника. Например. если он говорит: "Я не знаю, мне кажется, я запутался", вы должны ответить вопросом: "Запутались?" Это побуждает собеседника рассказать об этом больше, не задавая длинный вопрос. Который может прервать мысли собеседника.
  4. Задавайте наводящие вопросы типа: "Что вы чувствуете по этому поводу? Можете привести пример?", "Что это значит для вас?" Направьте внимание собеседника на выяснение его опыта или чувства.

Треугольник конфликта и треугольник личности

Идея "треугольника конфликта" использована Маланом для иллюстрации трех элементов конфликта, которые являются предметом для психотерапевтического вмешательства. Треугольник:

1. Защита

2. Страхи

3. Скрытые чувства

Задача консультанта - вытащить на свет чувства, которые спрятаны под панцирем выбранной клиентом защиты против своего страха раскрыть чувства.

Малан считает, что, как правило, нужно для начала "расшевелить", ослабить защиту клиента для того, чтобы его скрытые чувства подошли ближе "к поверхности", но при этом нужно иметь в виду, что страх и беспокойство клиента на начальном этапе будет только возрастать. Это беспокойство часто возникает из фантазий, и клиенту нужно помочь понять это и способствовать тем самым проникновению к тем чувствам, которые скрывает клиент. Обычно слишком трудно убедить клиента принять тот факт, что существует связь между его защитой и скрытыми чувствами, поскольку защита включается, чтобы скрыть болезненные чувства, и в результате его усилившееся беспокойство приводит к усилению защитной реакции.

Скрытое чувство направлено на одну или более категорий "треугольника личности":

Другие Перенос/Консультант

(обычно (сейчас и здесь)

настоящее или

недавнее прошлое)

Родственники

(Обычно далекое прошлое)

Обычно клиент представляет себе человека, в общении с которым имеет трудности в данный момент (Другие). Первоначальная задача консультанта помочь клиенту осознать и принять процесс конфликта, показанный на "треугольнике конфликта" и соотнести его с этим Другим человеком. Только после того, как конфликт будет осознан, нужно определить связь между одной и другой точками "треугольника личности". Если перенос на ранней стадии не обнаруживается, можно предложить связь "Родственники - Другие", что позволит показать, как старые конфликты отражаются и переигрывается в настоящем. Поскольку перенос постепенно развивается и становится интенсивнее (чаще неосознанно), как форма защиты часто возникает сопротивление. Точка Перенос на рисунке 2 может быть теперь соотнесена с "Треугольником конфликта", показывая связь между защитной реакцией, беспокойством и скрытыми чувствами. Часто бывает трудно помочь клиенту понять связь Перенос - Родственники до тех пор, пока перенос развивает качество, которое, очевидно, происходит из прошлого. Основная цель терапии, которая продолжается в течение нескольких сеансов, - достигнуть нижней вершины обоих треугольников, т.е. Скрытые чувства и Родственники. Развитие и использование переноса используется как механизм для достижения этой цели. Связь Перенос - Родственники является решающей для установления связи между прошлым и настоящим.

"Важность этих двух треугольников в том, что они оба могут использоваться почти при каждой встрече консультанта с клиентом терапевтического вмешательства, и умение консультанта заключается в умении применять и интерпретировать какие-либо его части в каждом конкретном случае." (Малан)

Литература:

David H. Malan. "Individual Psychotherapy and the science of 9." 9-10, 79-81, 92-94.

Механизмы защиты

Избежание, уход от проблемы (диссоциация)

Клиент не чувствует возможности или опасается выразить то, что действительно волнует его, и сдерживает их неправильно путем:

  • выражения своих чувств менее подходящим способом;
  • отрицания своих чувств;
  • лжи;
  • не слушая, сбивая внимание;
  • перемены темы;
  • молчания;
  • согласия (чтобы избежать дальнейших копаний);
  • избытка речи;
  • демонстрации скуки (скрытой злости);
  • компульсивного поведения.

Предположения

Придание другим людям черт, которые клиент не хочет признавать за собой:

  • Обвинение других;
  • Упрямство;
  • Если бы это было не для Вас/их:

Рационалистическое объяснение

Оправдание (себя и других), поскольку всем нам приходится жить с тем, что мы чувствуем внутри, даже если это нежелательные мысли.

Продумывание

Структура реакции

Маскировка мотивов и чувств путем действий в противоположном направлении, т.е.:

  • Щепетильность, стыдливость=сексуальность и т.п.
  • Сверхвежливость и любовь ко всем=злость
  • Счастье и сверхоптимизм=грусть
  • Безрассудная храбрость=страх
  • Контроль, т.е. ???

Подавление

Нежелание думать, помнить или знать о неприятных вещах, т.е. ранее пережитом опыте и чувствах

  • Сохранение в памяти хороших моментов
  • Фантазии
  • Отрицание

Замещение

  • Принятие "одобренных" целей вместо неодобренных;
  • Начинать с хороших поступков
  • Сублимация: вымещать слабость в чем-то успехом в других делах.

Невербальные способы общения

Консультант должен понимать, что консультируемый получает от него также невербальные послания и установки, которые он по-своему интерпретирует, а это, в свою очередь, воздействует и на консультанта. Точно также консультант должен знать об опасности делать предположения, оценки и неверные выводы на основе одних невербальных сообщений, например, косметики и т. п., но быть внимательным при других его проявлениях, например, когда человек колеблется, прежде, чем говорить, внезапно краснеет и т.д. Это служит сигналом о проникновении в сферу, которую может быть полезно исследовать.

Символы в общении

Даже если консультируемый и консультант идут навстречу друг другу, все равно могут возникать предположения.

Выбор одежды - может трактоваться таким образом, что так человек хочет выразить свою значимость, статус, свою систему ценностей, показать, насколько он консервативен или либерален. Униформа говорит о занятии человека.

Прическа и волосы - Человек с бородой часто считается более либеральным по сравнению с человеком без бороды. Различные формы усов тоже могут нести какие-то сообщения. Считается также, что длинноволосые мужчины имеют другие политические, социальные и экономические взгляды, нежели мужчины с короткими волосами. Все стили и оттенки могут обращать на себя внимание - стрижка под ежик, голубая прядь и т.д.

Украшения - Кольца могут говорит о семейном положении. Преждевременные суждения возникают в случае, когда мужчина носит бусы или серьги, когда украшения выглядят слишком дорогими или дешевыми, когда орнамент на кольце, пуговице или кулоне имеет какое-то символическое значение.

Косметика может быть умеренно или густо наложена на лицо, может быть слишком яркой, ей могут пользоваться и мужчины, все это, также как и духи, несет какие-то сообщения о человеке.

Физические установки могут быть невербальными посланиями для консультируемого. Если его заставить ждать под дверью, долго идти по комнате к столу, подходить к большому столу, усадить на низкое сидение, да еще так, чтобы в глаза ему светило солнце, тогда человек, скорее всего, почувствует себя беспомощным и подконтрольным.

Консультирование может происходить где угодно - в лекционной аудитории, в холле или офисе. Где бы ни проходила встреча, помещение не должно устрашать консультируемого и насколько возможно способствовать нормальной беседе. Нужно создать наиболее непринужденную и доверительную обстановку. Телефонные звонки и люди, стучащие в дверь и проходящие по комнате, могут разрушить доверительную атмосферу.

Манера держать себя. То, как люди держат себя, тоже несет в себе невербальные послания. Является ли человек послушным, агрессивным, самоуверенным? Каким представляется консультируемому консультант? Консультант должен быть внимательным, чтобы не запугать консультируемого.

Прикосновения. Во время консультирования вполне уместным считается пожимать друг другу руки, обнимать за плечи. Однако нужно учесть, что люди реагируют на прикосновения по-разному, и к тому же прикосновения могут истолковываться как проявления дружелюбия, а могут - как проявления власти.

Утрата

Скорбь - это великое множество чувств, которые обычно возникают после потери. К сожалению, в обществе существуют табу на все, что касается смерти, и это препятствует людям, которые переживают потерю, осознавать, что скорбеть - вполне нормально. Чаще всего по многим причинам человек не делится своим горем с другими и переживают его в одиночестве и потихоньку сходит с ума.

Из-за того, что спектр горестных чувств очень большой и сильно влияет на поведение человека, можно выявить четыре основные категории, чтобы описывать поведение человека, пережившего утрату: (1) чувства, 2) психические ощущения, 3) шаблоны, 4) типы поведения. Консультант, который хочет работать с человеком, пережившим утрату, нужно знать о типах поведения, которые могут быть описаны, как возникающие при переживании тяжелой утраты.

а) Грусть. Она не всегда, но часто сопровождается плачем.

б) Злость. Это одно из наиболее сбивающих с толку чувств, которое, к тому же, является причиной большинства проблем, возникающих в процессе скорби. Эта ситуация должна быть принята во внимание и выражена. Трудно точно определить, как будет выражена злость, но понятно, что она возникает из-за чувства полного крушения, из-за осознания того, что смерть нельзя предотвратить. Маркс и Пинкус предполагают, что злость возникает из неприятия факта, и тогда она в большей степени направлена против посторонних - медиков, семьи, священников или господа Бога. Злость может быть направлена и на самого себя, тогда может возникнуть суицидальное поведение.

в) Чувство вины. Вина за то, что мы не были достаточно добры, "Если бы я только:" Защита против чувства вины проявляется в том, что человек считает покойного идеальным, совершенным человеком и игнорирует все трудности и проблемы, которые вполне естественно возникали при его жизни, до тех пор, пока покойный не будет уже частью реальности. Чаще всего чувство вины имеет иррациональную природу и может быть смягчено реальной жизнью.

г) Беспокойство. Оно возникает из двух источников - боязни самостоятельно не справиться с неадекватной ситуацией, а также обострившегося сознания своей собственной смертности, которое в некоторых случаях может развиться в фобию. Родители, потерявшие ребенка, могут чувствовать, что не смогли защитить его, и относиться с повышенным вниманием к остальным своим детям. Одинокие родители, столкнувшись с ответственностью, свалившейся на одного, могут чувствовать, что не справятся с ней. Люди могут испытывать беспокойство по поводу собственного здоровья, даже испытывать те же боли и симптомы, что и покойный. Часто синдромом беспокойства после утраты является ипохондрия.

д) Чувство одиночества. Это чувство обычно возникает в случае потери супруга/супруги или другого близкого человека.

е) Изоляция.Неспособность обсуждать свои чувства после утраты из страха, что "никто не хочет слышать об этом." То, как общество сейчас смотрит на смерть, вызывает только большее смущение и неловкость обеих сторон (человека, переживающего горе и его собеседников). Комментарии типа "Улыбайся.." вызывают у человека чувство, что он совершенно неуместен, пока он грустит.

ж) Усталость. Выражается, как апатия и равнодушие.

з) Шок. Он очень часто возникает в случае неожиданной смерти, но его испытывают и те, чьи близкие умирают после продолжительной болезни, и чья смерть ожидалась.

и) Тоска. Иногда она пронизывает.

к) Освобождение. Это позитивное чувство, возникающее после чьей-то смерти. Человек больше не должен заботиться о больном родственнике или жить бок о бок с тем, с кем бы не хотелось.

л) Облегчение. Оно может возникнуть, например, в случае. Если близкий и любимый человек, сильно и долго мучался перед смертью.

м) Оцепенение. Может быть описано как недостаточная чувствительность. Оно обычно возникает сначала, когда на человека сваливается слишком много всего, как защита против того, чтобы не быть переполненным чувствами.

Все перечисленное описывает обычное в случае скорби поведение человека, в нем нет никакой патологии. Этот список напоминает о том, что консультант имеет дело со здоровым человеком, переживающим тяжелую жизненную ситуацию.

Процесс скорби

Скорбь имеет точную физическую задачу: отделить воспоминания и надежды оставшегося в живых от мертвого. (Фрейд, 1913)

Для того, чтобы сохранить равновесие и преодолеть свою скорбь, человек должен выполнить четыре задачи.

Задача 1. Принять реальность. Это произошло, и ничего вернуть нельзя.

Можно встретиться с отрицанием реальности - тело умершего держат в доме, сохраняют детскую комнату в прежнем виде, уменьшают важность потери, отрицают ее - "мы не были близки": и т.п.

Задача 2. Пройти через боль. Это необходимо. Не пытайтесь отвлекать человека, не заставляйте его "улыбаться". Возможно "выключать" чувства - отрицать, что существует боль.

Можно добиться этого, думая о покойном только хорошее, занять себя чем-то, отправиться в путешествие.

Задача 3. Привыкнуть к изменившейся среде - опустевшему дому. Нужно развивать в себе новые навыки или же стать беспомощным.

Задача 4. Перевести свою эмоциональную энергию, вложенную в отношения с покойным, в другие отношения. В этом случае человек может почувствовать, что он принижает свою память о покойном.

Страх - в случае, когда потеряно слишком многое.

Когда завершается процесс скорби? Он завершается тогда, когда человек в состоянии думать о покойном, не испытывая боли, без слез и тяжести в груди, когда человек может вложить свои эмоции в другие отношения, возникающие в его/ее жизни.

Скорбь - это долгий процесс

Шесть грустных мыслей людей в депрессии Шесть хороших мыслей для того, чтобы их преодолеть
1. Не важно, насколько милым и добрым я выгляжу, все равно я плохой, злой, невыносимый для себя и других. Даже если я делаю ошибки, все равно я неплохой человек
2. Другие люди таковы, что я должен бояться, ненавидеть и завидовать им. Если я буду понимать других людей. Я буду их любить.
3. Жизнь ужасна, а смерть еще хуже. Жизнь нужно принимать, а смерти не бояться.
4. В прошлом со мной случалось только плохое, и в будущем со мной будет только плохое. Я примиряюсь со своим прошлым и смотрю в будущее с надеждой на лучшее.
5. Злость - это зло. Злость - это очень по-человечески.
6. Никогда не прощать. Прощать - это очень мудро.

Привязанность

Теория привязанности была разработана психиатром Джоном Баулби в начале 1950-х гг.

Он определяет поведение "привязанности" как "любое поведение, которое приводит к тому, что человек становится ближе к другому."

Самым основным проявлением поведения привязанности является желание защитить, обеспечить безопасность другого. Раньше считалось, что привязанность возникает, когда животные или люди стремятся удовлетворить голод или сексуальное влечение. Но при изучении поведения людей и животных оказалось, что это не так. И привязанность также не является зависимостью. Животные и люди демонстрируют поведение привязанности, даже если они не зависимы, и по отношению к основным инстинктам, как голод и сексуальное влечение.

Баулби разработал свою теорию на основе наблюдения над поведением детей, которых оставляли в больнице одних, без тех, кто обычно заботится о них. Он выяснил, что эти дети проходят три фазы поведения привязанности:

  1. Протест: они плачут, впадают в панику, злятся, их переполняют чувства, и они безутешны.
  2. Отчаянье: Они молчат, подавлены, не интересуются окружающим.
  3. "Выздоровление", но избавление от привязанности.

"Выздоровевший" ведет себя как нормальный ребенок. Он снова интересуется окружающим, однако, когда вновь приходит его мать или кто-то другой, кто постоянно заботится о нем, он проявляет к ней намного меньше интереса.

На каждой из перечисленных стадий ребенок склонен к раздражению, деструктивному поведению.

По возвращении из больницы ребенок обычно еще находится в состоянии "отрыва" от родителей. Рано или поздно это прекращается, ребенок обрушивает на них массу своих чувств, проявляет беспокойство, когда его мать или другой близкий человек оставляют его одного. Когда они возвращаются, ребенок проявляет ярость по отношению к ним.

Часто возникает регрессивное поведение, например, ребенок может начать снова мочиться в постель, снова потребовать бутылочку для кормления и т.п.

Когда ребенок находится вдали от матери более чем шесть месяцев, или уже прошел стадию протеста и отчаянья несколько раз, он может окончательно избавиться от привязанности. Это будет продолжаться, когда этот человек станет взрослым, и ему будет трудно устанавливать близкие отношения, поскольку будет действовать защита: "слишком больно быть близкими, поэтому я не позволю себе быть ни с кем близким."

Проявление привязанности у детей начинается с 12 недель, и от шести до девяти месяцев дети становятся сильно привязанными к своим близким, обычно к матери. В конце первого года жизни привязанность возрастает, и это продолжается до трех лет.

В присутствии матери ребенок чувствует себя в безопасности, и не проявляют своей привязанности. Достаточно разумная мать обеспечивает для ребенка необходимые условия безопасности, в которых он может свободно исследовать окружающий мир и всегда вернуться к ней, если чувствует страх или усталость.

Привязанность:

  1. Привязанность направлена на одного или нескольких людей;
  2. Она охватывает большой промежуток времени в жизненном цикле человека;
  3. Она формируется в течение первых девяти месяцев жизни, и наиболее активно проявляется в первые три года;
  4. Привязанность проявляют и почти все молодые животные.
  5. Наиболее сильные эмоции появляются во время установления, поддержания и разрыва отношений.
  6. Она возрастает в том случае, если человек чувствует голод, усталость, в случае болезни, стресса, боли, если человек ощущает себя несчастным.

Если у человека были проблемы с привязанностью в детстве, он демонстрирует определенные шаблоны поведения в зрелом возрасте.

К ним относятся:

  • Беспокойная привязанность.

Человек пребывает в постоянном беспокойстве по поводу того, что может потерять близкого человека. У этого человека низкий порог проявления привязанности.

  • Компульсивная уверенность в себе

Это сильно усложняет тесные отношения. Такой человек держится твердо, делает все ради себя, мало заботясь о других.

  • Компульсивная забота о других

Такой человек всегда склонен проявлять себя заботливым по отношению к другим, несмотря на то, что она может быть неуместной. Это может происходить оттого. Что в детстве его мать или другие близкие не могли окружить его заботой, или же расстраивали его по-другому. Такой человек считает, что для того, чтобы стать близким к кому-то, нужно заботиться о нем.

Пример удачного консультирования, опыт Лиз Поттер, ДЦИЖ

У нас нет проблем в обсуждении реальных жизненных проблем после того, как человек уже определился, но для некоторых процесс определения может быть сложным. Мы можем привести такой пример. Мы просим ее/е± начать с обсуждения чего-то несущественного (например, бросить курить, научиться водить машину, завести домашнее животное), но это должно быть реальной ситуацией для того, чтобы ролевая игра наиболее полно соответствовала ей.

Проблемы, которые затрагиваются:

Утрата (потеря), депрессия, тяжкое бремя, отношения с другими, изоляция, сексуальность, необходимость уйти от родителей, проблемы благосостояния, сложности скрытой формы инвалидности, проблема семи нужд, злость, привыкание к тому, что ты инвалид.

Пример

У человека прогрессирующая форма инвалидности. Он очень сильно настроен против медиков, которые нисколько не помогают ему, он не знает, что ему дальше делать и к кому обратиться. Он впадает в депрессию от того, что положение кажется ему безнадежным. Его дом совершенно неприспособлен для инвалида - ни снаружи, ни внутри. Он боится, что не сможет водить машину, и убежден, что теперь потеряет работу, потому что она требует от него активности. И теперь он лишиться своего дома, потому что за него нечем будет платить. Он говорит об аренде дома у местных властей, но поскольку он уже однажды покинул такой дом, он боится, что больше ему его не предоставят. Он предупредил меня, чтобы я не говорил с ним об инвалидных колясках, костылях и других приспособлениях, и я избегал этого в течение всего курса консультирования. Он не получал никаких пособий по инвалидности, но считал, что не может претендовать на них. Боялся, что больше не сможет заниматься своим хобби. Из-за всего этого он чувствует себя одиноким, потому что ему кажется, что все, с кем он об этом говорит, его не понимают. Все это и еще многое другое он рассказал мне на нашей первой встрече.

Для начала я сказал ему, что он вполне вправе злиться на ситуацию, в которой оказался. Я выслушал его без всякого одобрения или неодобрения, показывая ему, что это мне не надоедает.

Мы рассмотрели несколько вариантов выхода из этой проблемы: получение государственной материальной помощи для аренды и оборудования дома, оборудование машины ручным приводом, перевод на более легкую работу в той же компании (он был слишком гордым для того, чтобы даже думать об этом).

Однако, поскольку этот человек хотел изменить ситуацию, в которой он находился, он приложил для этого много усилий, и именно в этом состоит суть консультирования. Он получил новые водительские права, ему посоветовали поменять машину с ручной коробкой передач на машину с автоматической коробкой и ручным управлением. Это он сделал без колебаний и вскоре вполне приспособился.

Ситуация с работой была сложнее. Он долго думал над ней и решил, пересилив на свою гордость, поговорить с начальством и попросить работу полегче. (Он очень боялся, что его уволят, когда он признается в своих трудностях). Он очень удивился, убедившись в том, что все не так страшно и получил работу в той же фирме. Он написал заявление о предоставлении транспортных льгот и немедленно получил их. Сначала он чувствовал себя виноватым, но потом подумал и решил, что он имеет на это право.

Он нуждался в совете по поводу своего дома, понимая, что вполне возможно иметь "доступный" собственный дом или арендовать подходящее жилье в рамках специальной программы. Он много размышлял об этом, и, поскольку, имея работу, был уверен в своих силах, решил продать свой старый дом и купить себе дом поменьше. Это заняло много времени и сил, но в конце концов это удалось, и теперь живет в новом доме.

Сейчас он уже спокойно может говорить о том, чтобы начать использовать инвалидную коляску.

Во время сеансов консультирования мы обсудили много проблем, было много эмоций и чувств, но он снова стал уверенным в себе и вполне счастливым человеком. Я надеюсь, что однажды он тоже станет консультантом.

Он сказал мне, что больше всего ему помогла уверенность в том, что его понимают. Он уже устал объяснять свои проблемы людям, которые ничего подобного не испытали.

Мой взгляд на удачное консультирование

Удачное консультирование:

  • Когда кто-то становится настолько уверенным в себе, что может изменить неблагоприятную ситуацию и взять под контроль свою жизнь;
  • Когда минус меняется на плюс и человек достигает того, что раньше казалось ему невозможным;
  • Когда человек принимает тот факт, что его жизнь станет другой.

- Какова продолжительность сеанса консультирования? - Каждый сеанс длится в течение часа.

- Какова обычная продолжительность курса консультирования?

- Консультирование может продолжаться один сеанс или занимать множество сеансов, это зависит от того, сколько проблем нужно обсудить. Консультирование в случае, который описан выше, заняло 20 сессий. В случае прогрессирующей инвалидности человеку требуется дополнительное или даже повторное консультирование.

-Как это определяется?

- Успешность консультирования определяется тем, что удалось достигнуть. Нужно посмотреть, как обстояли дела до начала консультирования и как они обстоят теперь. Можно попросить консультируемого оценить результаты.

- Что делать в том случае, если есть только три дня?

- ы можете выбрать кого-то из участников семинара из тех, кто хорошо усвоил навыки слушания, поскольку нужно какое-то время, чтобы научить его.

 

 

Популярные материалы Популярные материалы

 
 
Присоединиться
 
В Контакте Одноклассники Мой Мир Facebook Google+ YouTube
 
 
 
 
Создан: 28.02.2001.
Copyright © 2001- aupam. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.