Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.
 
 
 
Меню   Раздел Библиотека   Реклама
         
 
Поиск
 

Мой баннер
 
Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Статистика
 
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
 

6.1.2. Терминология и этикет

10 правил этикета

Эти 10 правил используются работниками общественных служб США. Они составлены Карен Мейер, Национальный Центр Доступности США.

Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.
Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку - даже те, кто испытывает трудности с рукой или пользуется протезом, вполне могут пожать руку - правую или левую, что вполне допустимо.
Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь и назвать себя.
Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем интересуйтесь инструкциями.
Обращайтесь со взрослыми как со взрослыми. Обращайтесь к инвалидам по именам, когда подобная фамильярность демонстрируется по отношению к остальным. Никогда не проявляйте покровительство к людям, использующим инвалидную коляску, - не кладите им руку на голову или плечи, не обращайтесь уменьшительными именами.
Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске - то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе, и это тоже раздражает. Коляска, кресло - это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.
Когда Вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Если это необходимо, задавайте короткие вопросы, которые требуют таких же коротких ответов, кивка или жеста. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам - понять его.
Кода Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать.
Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко. Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может, расположитесь так, чтобы на Вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего (еда, сигареты, руки) не мешало.
Расслабьтесь. Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав Увидимся или Слышали об этом: тому, кому это говорить не стоило.

Правила корректного языка

Используйте Избегайте
Инвалид, человек, имеющий инвалидность, люди, имеющие инвалидность, инвалиды Больной, калека, искалеченный, деформированный, неполноценный, дефективный (никогда!)
Человек, не имеющий инвалидности, обычный, типичный человек Нормальный, здоровый
Человек, использующий инвалидную коляску Прикованный к инвалидной коляске
Врожденная инвалидность Врожденный дефект, несчастье
Имеет ДЦП (или другое) Жертва ДЦП
Перенес полиомиелит, имеет инвалидность в результате полиомиелита Страдает от полиомиелита, от последствий полиомиелита
Люди (человек), имеющие умственную отсталость, умственно отсталые люди (хуже) Отсталый, умственно неполноценный, "тормоз" (никогда!), слабоумный
Ребенок с задержкой в развитии Человек с задержкой в развитии
 
Человек с синдромом Дауна Даун, монголоид (никогда!)
Человек с эпилепсией Люди, подверженные припадкам
Люди, подверженные эпилептическим припадкам
Эпилептик, припадочный
Люди, имеющие душевную болезнь Люди с душевным или эмоциональным расстройством
Сумасшедший, псих
Слепой человек Плохо видящий человек
Человек, который плохо слышит
Глухой человек
Глухой (глухота - это культурное явление, в данном случае слово должно быть в кавычках)
Слепой, как крот (никогда), глухонемой, глухой, как пень
Человек с трудностями в общении, затруднениями в речи Немой

Инвалид: поиски нового термина

Язык важен для того, чтобы покончить с дискриминацией

Дж. Шапиро, специально для Вашингтон пост.

Это звучит многообещающе: благотворительная организация предложила 50 тысяч долларов за новый, позитивный термин, синоним слова инвалид. Но даже прежде чем победитель положил премию в карман, его изобретение - человек с отличающимися возможностями - было встречено с насмешкой и даже враждебностью.

Такой холодный прием выявил важную тенденцию: инвалиды приходят к тому, что гордятся тем, что их называют инвалидами, и, как делали раньше черные, женщины или геи, пытаются изменить точку зрения и язык, которым общество говорит о них.

Неправда, что инвалиды излишне тонкокожие. Слова вроде калеки используются слишком долго, причем самими же инвалидами, когда они общаются среди своих. С тем же успехом они могут называть других людей ходячками или временными не-инвалидами (что напоминает о том, что большинство людей становится инвалидами в пожилом возрасте).

Скорее всего, для них важно так выражаться потому, что этот язык создает социальные стереотипы, вносит свою лепту в дискриминацию и статус меньшинства, что и так имеют многие американские инвалиды, количество которых - от 34 до 43 миллионов, в зависимости от того, как считать и что понимать под инвалидностью.

Б. Ф. Фриман, который победил в конкурсе Национального Фонда Кристины, а в нем было 66 тысяч определений, объяснял, что, являясь учителем в специальной школе, он видит, как его ученики переживают из-за слов, которые используются по отношению к ним.

Фриман предполагает, что инвалиды отвергают слова, в которых есть такой смысл: их физические или ментальные данные делают их слабыми, жалкими, зависимыми. Такие слова, как неполноценный не годятся.

Но другое такое же слово или эвфемизм им тоже не подойдет. Наиболее предпочтительный термин - disabled (инвалид, человек с ограниченными возможностями), который недавно вытеснил слово handicapped (инвалид, человек, нуждающийся в помощи). Это слово впервые устраивает самих инвалидов. Другое принятое определение - человек, имеющий инвалидность - предполагает, что в первую очередь, надо назвать человека, а затем его свойства.

Однако, очевидно, что сами инвалиды не пользуются такими оборотами, как люди, испытывающие физические трудности или люди с физическими и умственными трудностями. Термин человек, испытывающий физические трудности не отличает меня от женщины, которая карабкается на Эверест, - говорит поэт и эссеист Нэнси Маэрс, имеющая обширный склероз. Только прямая терминология, считает она, заставит людей подумать, что значит быть инвалидом, и что нужно, чтобы создать доступную для передвижения на инвалидных колясках среду - вне и внутри зданий.

Диана Пиастро, ведущая колонки Жизнь с инвалидностью, говорит, что определение Фримана подразумевает, что инвалидность - это нечто постыдное, и ее надо скрыть в таком чересчур общем и расплывчатом определении. Оно отрицает реальность вместо того, чтобы сказать, что реальность - наша инвалидность, и это вполне нормально, - говорит Пиастро.

Мэри Джонсон, редактор журнала Disability Rag, направленного на защиту прав инвалидов, тоже имеет возражения по поводу определения, которое победило в конкурсе. Люди не поймут культуру инвалидности, если проехаться инвалидной коляской им по ногам. Определение Люди с отличающимися возможностями не имеет ни души, ни силы.

Но есть ли какое-нибудь другое слово? К удивлению, один из читателей журнала Disability Rag высказал свое наблюдение: некоторые инвалиды предпочитают то самое слово, которое другим кажется самым обидным, - калека.

Это все равно, что показать узловатый кулак, - говорит художница Черил Вейд, которой нравится калека, потому что это слово грубо, но точно характеризует ее тело, скрученное ревматическим артритом. Это слово сейчас и в ближайшее время не будет приемлемо для широкого применения, но его растущая популярность свидетельствует о том, что стереотипы, стигматы инвалидности меркнут.

Бизнесмен Д. Брюс МакМаган основал Национальный Фонд Кристины и назвал его в честь дочери, имеющей ДЦП. Он говорит, что новый язык инвалидности необходим не только для того, чтобы инвалиды ярче выражали свое самоощущение, но и для того, чтобы стереть, уничтожить предубеждения, которые существуют по отношению к ним в широкой публике.

Термин Люди с отличающимися возможностями, может быть, так и не приживется. Но глава социологического отделения Университета Брандеиса Ирвинг Кеннет Зола, который судил на конкурсе, настаивает на том, что конкурс был важен уже потому, что заставил людей задуматься о силе негативного языка. То, что инвалиды ищут подходящие слова для самоопределения, знак новой и процветающей групповой общности.

Основы этикета

Любое вспомогательное приспособление (трость, инвалидная коляска, костыли и т.д.) - это чья-то собственность, которую надо уважать. Не перемещайте, не берите их, не получив разрешения.
Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если инвалида кто-то сопровождает.
Фокусируйтесь не на инвалидности человека, а на нем или на проблеме, которую вы обсуждаете.
Если вы не знаете, что вам делать, спросите. Многие люди предпочтут скорее ответить на вопрос, чем оказаться в неудобном положении.
Не волнуйтесь по поводу того, как вам обратиться к инвалиду. Большинство людей, имеющих и не имеющих инвалидность, имеют имена.
Помните, что инвалиды интересуются теми же темами и сюжетами, как и люди, не имеющие инвалидности.
Говорите нормальным тоном и языком. Если кому-то нужно, чтобы Вы говорили громче, Вас об этом попросят.
Помните, что инвалиды, как и все люди, сами знают, что им нужно, что им нравится, не нравится, что они могут или не могут делать.
Инвалиды хотят участвовать в жизни общества. Убедитесь, что Ваш подход не препятствует этому.
Как в любом случае, связанном с вопросами этикета, когда Вы сделали ошибку, извинитесь, поправьте себя, сделайте для себя выводы и продолжайте.

Основные правила этикета: люди, испытывающие трудности при передвижении

Помните, что инвалидная коляска - неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте ее, не кладите на нее ноги без разрешения.
Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее.
Если Ваше предложение о помощи принято, спросите насчет инструкций и следуйте им.
Если вам разрешили катить коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость.
Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Используйте список, спрашивайте людей, какие могут возникнуть проблемы или барьеры, для того, чтобы их устранить.
Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.
Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне.
Если существуют архитектурные барьеры, предупредите об этом заранее, чтобы человек имел возможность принимать решения и планировать.
Помните, что, в общем, люди, имеющие трудности при передвижении, не имеют проблем со зрением, слухом и пониманием. Единственное, что нужно приспособить - это возможность передвигаться.

Основные правила этикета: люди с плохим зрением

Предложите свою руку. Не направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как Вы обычно ходите.
Не обижайтесь, если Вашу помощь отклонили.
Опишите коротко, где Вы находитесь. Например: В центре, примерно в шести шагах от Вас, комнаты стоит стол. Или: Слева от двери, как заходишь, - кофейный столик.
Используйте при описании фразы, характеризующие звук, запах, расстояние.
Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как к обычным домашним животным. Не командуйте, не трогайте и не играйте с собакой-поводырем.
Не отнимайте и не стискивайте трость человека, который плохо видит.
Всегда проясняйте, в каком формате человек хочет получить информацию: Брайль, крупный шрифт, аудиокассета. Не полагайтесь на тот формат, который он обычно предпочитает.
Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он Вас не видит и его сопровождает компаньон.
Если Вы читаете для человека, который плохо видит или не видит, сначала расскажите о том, что Вы собираетесь читать. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если Вас об этом не попросят.
Всегда называйте себя по имени.

Основы этикета: люди, которые плохо слышат

Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него.
Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами.
Существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если Вы не знаете, какой предпочесть, спросите.
Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его (ее) по имени. Если ответа нет, можно легко тронуть человека за руку или плечо или же помахать рукой.
Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то.
Если Вас просят повторить что-то несколько раз, попробуйте перефразировать свое предложение.
Если Вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер или адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.
Если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще переписываться. Не говорите: Ладно, это неважно. Сообщения должны быть простыми.
Не забывайте о среде, которая Вас окружает. В больших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами.
Не меняйте тему разговора без предупреждения. Используйте переходные фразы типа Хорошо, теперь нам нужно обсудить:

Основы этикета: люди с задержкой в развитии и проблемами общения

Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу.
Избегайте клише и идиоматических выражений, если только вы не уверены в том, что Ваш собеседник с ними знаком
Не говорите свысока.
Говоря о задачах или проекте, рассказывайте все по шагам. Дайте возможность Вашему собеседнику обыграть каждый шаг после того, как Вы объяснили ему.
Исходите из того, что взрослый человек с задержкой в развитии имеет такой же опыт, как и любой другой взрослый человек.
Если необходимо, используйте иллюстрации или фотографии.
Обращайтесь с человеком с проблемами развития точно так же, как Вы бы обращались с любым другим. В беседе обсуждайте те же темы, какие вы обсуждаете с другими людьми, например: планы на выходные, отпуск, погода, последние события.
Обращайтесь непосредственно к человеку.
Помните, что люди с задержкой в развитии, дееспособны и могут подписывать документы, контракты, голосовать, давать согласие на медицинскую помощь и т.д.

Основы этикета: люди с психическими нарушениями

Не надо думать, что люди с психическими нарушениями обязательно нуждаются в дополнительной помощи и специальном обращении.
Обращайтесь с людьми с психическими нарушениями как с личностями. Не нужно делать преждевременных выводов на основании опыта общения с другими людьми с такой же формой инвалидности.
Не надо думать, что люди с психическими нарушениями более других склонны к насилию, это миф.
Неверно, что люди с психическими нарушениями принимают или должны принимать лекарства.
Неверно, что люди с психическими нарушениями не могут подписывать документы или давать согласие на лечение. Они признаны законом дееспособными.
Неверно, что люди с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании или ниже по уровню интеллекта, чем большинство людей.
Неверно, что люди с психическими нарушениями не способны работать. Они могут выполнять множество обязанностей, которые требуют навыков и способностей.
Не думайте, что люди с психическими нарушениями не знают, что для них - хорошо, а что - плохо.
Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, спросите его спокойно, что Вы можете сделать, чтобы помочь ему.
Не думайте, что человек с психическими нарушениями не может справиться со стрессом.

Люди, испытывающие затруднения в речи

Не игнорируйте людей, которым трудно говорить, потому что понять их - в ваших интересах.
Не перебивайте человека, который испытывает трудности в речи. Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он (она) уже закончил.
Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью, займет у вас больше времени.
Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт. Отдайте этой беседе все Ваше внимание.
Если человека с затрудненной речью сопровождает другой человек, не адресуйте Ваши вопросы, комментарии или заботы компаньону.
Не претворяйтесь, если Вы не поняли, что Вам сказали.
Не думайте, что человек, испытывающий затруднения в речи, не может понять Вас.
Некоторые люди с затрудненной речью имеют трудности с модуляцией. Не делайте преждевременных выводов на основании выражения лица или голосовой модуляции, пока вы не узнаете человека достаточно хорошо.
Не играйте с чужими приспособлениями, поскольку они - принадлежность человека, его личное пространство, которое нужно уважать.
Если у Вас возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли Ваш собеседник использовать другой способ - написать, напечатать.

 

 

Популярные материалы Популярные материалы

 
 
Присоединиться
 
В Контакте Одноклассники Мой Мир Facebook Google+ YouTube
 
 
 
 
Создан: 28.02.2001.
Copyright © 2001- aupam. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.