Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.
 
 
 
Меню   Раздел Дети-инвалиды   Реклама
         
 
Поиск
 

Мой баннер
 
Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Статистика
 
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
 

Допрофессиональная подготовка

Растениеводство

Цель: формирование навыков работы с растениями.

Задачи:

1. Формировать общие представления о растениях.
2. Учить обращаться с садово-огородным инвентарем.
3. Учить выполнять работу:

  • с почвой
  • с семенами
  • по посадке растений
  • по уходу за растениями
  • по сбору урожая
  • по обработке, переработке и хранению урожая
  • по подготовке и использованию компоста

4. Учить соблюдать правила техники безопасности при сельхоз. работах.

Содержание.

1. Общие представления о растениях

  • классификация растений (деревья, кустарники, травы)
  • среда роста (вода, земля, камни - горы)
  • строение цветковых растений (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами)
  • условия, необходимые для жизни растений
  • значение растений для человека

2. Обращение с садово-огородным инвентарем

  • знакомство с разнообразием инвентаря
    • для обработки земли: лопата, грабли, тяпка …;
    • для полива: лейка, ведро, шланг …;
    • для прополки: …
  • устройство инвентаря и функциональное значение каждой части (рабочая часть, ручка)
  • приёмы использования инвентаря в работе с растениями
  • ремонт инвентаря, хранение и уход за ним

3. Выполнение работы

- с почвой:

    • перекопка почвы
    • боронование почвы
    • удаление сорняков
    • внесение минеральных и органических удобрений (компост)
    • изготовление почвенных смесей для комнатных растений и рассады
    • оформление грядок и междурядий

- с семенами:

    • узнавание семян (по цвету, величине, форме, запаху, по характеристике поверхности, по различным приспособлениям к переносу, по вкусу)
    • проращивание семян
    • сортировка на всхожесть

- по посадке растений:

    • разметка на грядке под будущие посадки
    • прокапывание бороздок и лунок на грядке
    • выкапывание ям под кустарники и деревья
    • посев семян
    • пикировка
    • высаживание рассады

- по уходу за растениями:

    • полив (мерка, лейка, шланг)
    • определение влажности/сухости почвы
    • определение количества воды для полива
    • подкормка
    • обрезка сухих листьев и веток
    • рыхление почвы
    • пересадка растений
    • подсыпание земли в горшки
    • протирание листьев от пыли
    • мытье горшков и поддонов

- по сбору урожая:

    • различение плодов овощных культур
    • определение зрелости овощных культур
    • способы уборки: (выкапывание, срезание и т.д.)

- по обработке, переработке и хранению урожая:

  • очищение от земли
  • обрезка ботвы
  • просушивание
  • консервирование
  • соление
  • сушка
  • создание условий хранения урожая (специальные помещения, тара, способы хранения, определенная температура и влажность воздуха)

- по подготовке и использованию компоста:

  • организация специального места для хранения компоста
  • сбор органических остатков (трава, ботва, пищевые отходы и т.д.)
  • утрамбовка компоста
  • смачивание водой
  • внесение удобрений
  • укрытие пленкой
  • определение готовности к использованию
  • определение времени внесения компоста в почву (весна, осень)
  • доставка компоста на грядки
  • перекапывание компоста с почвой

4. Реализация сельскохозяйственной продукции

  • подготовка к продаже (расфасовка, упаковка, пересаживание цветов в горшки и т.д.)
  • определение цены
  • продажа
  • получение и распределение выручки

Возможные растения для учебных занятий:
салат, укроп, лук, петрушка, редис, бобы, чеснок, кабачки, тыква, мелисса, огурцы, томаты, картофель, георгины, бархатцы, комнатные растения и др.

Уборка рабочих помещений и территории

Цель: формирование умений поддерживать чистоту и порядок в помещениях и на территории школы.

Задачи:

  • Учить определять необходимость в наведении чистоты и порядка.
  • Учить обращаться с инвентарем: метла, совок, грабли, вилы, лопата, лом, тачка, ведро, щетка, швабра и др.
  • Учить выполнять работы на улице и в помещении:
  • собирать мусор;
  • подметать территорию;
  • косить траву газонокосилкой;
  • убирать листья;
  • убирать снег;
  • мыть школьный транспорт;
  • подметать полы;
  • мыть полы;
  • мыть окна.

Содержание:

1. Обращение с инвентарем.

1.1 Определение необходимого для работы инвентаря.
1.2 Подготовка инвентаря к работе.
1.3 Приемы работы с различным инвентарем (ведро, тачка, носилки, метла, швабра, лопата, механизированная косилка, грабли, вилы, лопаты и скребки для уборки снега, лом, щетки, водяной шланг, веник, мусорный совок, распылители для мытья окон и др.)
1.4 Соблюдение правил техники безопасности при обращении с инструментом.
1.5 Уход и хранение инвентаря.

2. Уборка мусора.

2.1 Собирание мусора в ведро, тачку, на носилки.
2.2 Вынос мусора в специальный контейнер.
2.3 Сжигание мусора.
- определение места для сжигания;
- сортировка мусора (горючий – не горючий);
2.4 Закапывание мусора.

3. Подметание территории.

3.1 Определение места и направления для подметания.
3.2 Погрузка песка, мусора в тачку лопатой.
3.3 Вывоз песка в определенное место (мусорный контейнер, яма и др.).

4. Кошение травы.

4.1 Кошение травы механизированной косилкой.
- запуск-остановка косилки;
- регулировка функций косилки;
- чистка механизмов косилки;

5. Уборка травы и листьев.

5.1 Сгребание скошенной травы в кучи граблями.
5.2 Погрузка травы в тачку, носилки вилами.
5.3 Вынос травы в определенное место (компостная яма).
5.4 Сгребание листьев.
- ознакомление с различными типами грабель (веерные, зубчатые и др.);
5.5 Сметание в кучи.
5.6 Погрузка в тачку.
- определение загруженности тачки (по объему, по тяжести);
5.7 Вывоз листьев.
- определение места для утилизации листьев (компостная яма, контейнер для мусора и др.);

6. Уборка снега.

6.1 Работа со снеговой лопатой.
- определение направления сгребания снега (от центра площадки к обочине, от края тротуара к другому краю, вдоль дорожки и др.)
6.2 Удаление слежавшегося снега скребком.
6.3 Обкалывание льда ломом.
6.4 Посыпание дорожек песком (солью).
- определение мест, нуждающихся в подсыпке (скользкие пандусы, ступени и др.);
- определение нужного количества песка, соли для выполнения данного объема работы (посредством условных емкостей: кружка, кастрюля для соли; ведро, тачка для песка);

7. Мытье школьного транспорта.

7.1 Выбор места для мытья транспорта.
7.2 Наполнение емкости (ведро, таз) водой.
7.3 Доставка емкости с чистой водой к транспорту.
7.4 Определение необходимости споласкивания щетки, швабры и замены воды.
7.5 Мытье из шланга.

8. Подметание пола.

8.1 Определение места для уборки и направления движения при подметания.
8.2 Заметание мусора на совок;
8.3 Высыпание мусора в урну.

9. Мытье пола.

9.1 Наполнение емкости для мытья пола (ведро, таз) водой.
9.2 Определение нужного количества моющего средства с использованием мерки и добавление его в воду;
9.3 Перенос емкости с чистой водой в определенное помещение (класс, коридор и др.).
9.4 Смачивание, отжимание тряпки.
9.5 Определение необходимости споласкивания тряпки и замены воды.
9.6 Выливание грязной воды в указанное место.
9.7 Просушивание мокрых тряпок.

10. Мытье окон.

10.1 Определение загрязненности окон.
10.2 Нанесение моющего средства на стекло (с помощью распылителя,
влажной тряпки и др.).
10.3 Смывание раствора влажной тряпкой.
10.4 Протирание стекла сухой тряпкой, газетой.
10.5 Использование специальных щеток для мытья окон.

Столярное дело.

Цель: формирование навыков деревообработки.

Задачи:

  • развивать интерес к работе по изготовлению деревянных изделий.
  • формировать представления об основных столярных материалах и инструментах,
  • учить готовить и убирать рабочее место,
  • учить доступным приёмам работы с деревянными заготовками,

Содержание:

1. Знакомство с материалом и инструментом:

  • древесный материал (сырьё): дерево (доски), ДСП, ДВП, фанера,
  • крепёжный материал: гвоздь, шуруп, скоба,
  • покрасочный материал: клей, краска, лак,
  • ручной инструмент: молоток, киянка, ножовка, угловая пила, отвёртка, клещи, шило, струбцина, тиски, напильник / рашпиль, наждачная бумага, дрель, степлер
  • электроинструмент: сверлильный станок, электролобзик вибрационный, дрель
  • разметочный инструмент: мерка, шаблон, линейка, уголок

2. Подготовка к работе и уборка:

  • использование и хранение рабочей одежды
  • подготовка / уборка рабочего места (верстак, стол, стул и др.)
  • подготовка необходимого материала и инструмента

3. Работа с заготовкой:

3.1. Подготовительная работа с заготовкой:

  • выбор заготовки,
  • разметка (нанесение метки, обведение контура и др.),
  • закрепление заготовки

3.2. Приёмы обработки деревянной заготовки:

  • пиление,
  • сверление,
  • шлифовка наждачной бумагой,
  • покраска

3.3. Соединение деревянных деталей:

  • склеивание,
  • соединение гвоздями,
  • соединение шурупами,
  • соединение скобами

Возможные изделия из дерева:

разборные игрушки-пазлы, подставки под горячее, подсвечники, кубики и др.

Кройка и шитьё.

Пояснительная записка

Одним из направлений допрофессиональной подготовки является обучение элементам кройки и шитья, которое включает в себя ручное шитьё и кройку и шитьё на электрической швейной машине. Современные швейные электрические машины достаточно безопасны, но для работы на них должны быть сформированы необходимые навыки и умения.
В процессе обучения подростки, в зависимости от особенностей их психофизического развития, осваивают доступные операции с тканью с использованием различных инструментов и материалов. На занятиях дети учатся применять ранее сформированные представления, умения и навыки, например: разрезание ниток и ткани ножницами, обведение шаблонов, видение контура, использование понятий (мерка, метка, длинный-короткий, толстый-тонкий, одинаковый, форма предметов, площадь), ориентировка в пространстве (верх-низ, право-лево, начало, конец, середина) и т.д.
Осознание своей причастности к работе на электрической машине, изготовление нужных и красивых вещей для себя, для подарков или на продажу, изготовление авторских работ (возможность самовыражения) делают труд интересным для подростков, способствуют развитию чувства уверенности в себе и самоуважения.

Цель: Обучение элементам кройки и шитья.

Задачи:

  • Учить элементам ручного шитья.
  • Учить подбирать ткань и нитки.
  • Учить элементам кроя.
  • Учить элементам сборки изделия (конструирование)
  • Учить подготавливать электрическую швейную машину к работе.
  • Учить строчить на электрической швейной машине.
  • Учить выворачивать и гладить готовое изделие.
  • Учить соблюдать правила техники безопасности.
  • Учить готовить и убирать рабочее место.

Возможные изделия:

пошивочные изделия из ткани: салфетки, мешочки, сумки, нагрудники, кухонные принадлежности (прихватки, варежки), фартуки, юбки несложных фасонов и т.д.

Оборудование и материалы.

  • Оборудование:

электрическая швейная машина.

  • Инструменты:

ножницы, иглы, булавки, линейка или мерка-шаблон, выкройка-шаблон.

  • Материалы:

ткань, нитки, подсобный и декоративный материал (тесьма, резинки, ленты, бельевая веревка, пуговицы, кожа, бусинки, деревянные шарики, колечки и т.д.)

Содержание.

I. Ручное шитье.

1. Подготовка к шитью:

  • отмеривание ниток
  • вдевание нитки в иголку
  • отрезание нитки
  • завязывание узелка

2. Выполнение шва «вперед иголкой» (наметочного шва):

  • прокалывание бумаги, ткани иглой
  • выполнение серии горизонтальных стежков
  • вышивание по контуру

Кройка и шитье на электрической швейной машине.

1. Подбор ткани и ниток:

  • по цвету,
  • по толщине

2. Элементы кроя изделия или отдельных деталей:

  • определение лицевой и изнаночной стороны ткани
  • определение долевой и поперечной нити ткани
  • раскладывание ткани на горизонтальной поверхности
  • нахождение на ткани места для выкройки
  • закрепление выкройки на ткани (английскими булавками, удержание рукой)
  • обведение выкройку мелом
  • снятие выкройки с ткани
  • вырезание ножницами по намеченному контуру

3. Сборка изделия:

  • определение места каждой детали изделия в целом изделии
  • соединение деталей изделия друг с другом (английскими булавками, наметочным швом)
4. Подготовка электрической швейной машины к работе:

  • включение в сеть
  • установка педаль под ногой
  • наматывание нити на шпульку при открученном винте разъединителе махового колеса
  • закручивание винта разъединителя махового колеса
  • вставление шпульки с нитками в шпульный колпачок
  • вставление шпульного колпачка в челнок
  • заправка верхней нити
  • вывод челночной нити наверх

5. Шитье на электрической швейной машине:

  • опускание и поднимание иголки, вращением махового колеса рукой на себя
  • опускание и поднимание лапки при помощи рычажка
  • подведение ткани под лапку и вытаскивание ткани из-под нее
  • регулировка ткани руками во время строчки
  • определение начала и конца строчки
  • нажатие ногой на педаль и отпускание педали
  • соотнесение силы нажатия на педаль со скоростью строчки
  • вытягивание нити при поднятой игле
  • обрезание нити ножницами в определенном месте
  • строчка:
    • сшивание деталей изделий
    • обработка края изделия швом «зигзаг»

6. Выворачивание изделия:

  • на лицевую сторону через незашитую часть
  • расправление углов, округлых частей изделия пальцем, линейкой, тонкой палочкой, длинной иглой и т.д.

7. Глажение (см. «Уход за вещами»).

8. Подготовка и уборка рабочего места:

  • вынимание / опускание машины из отверстия стола или из чемодана;
  • вытирание швейной машины от пыли и ниток;
  • подкладывание кусочка ткани под лапку;
  • подготовка / уборка инструментов и материалов в специально отведенное место;
  • подметание пола.

Ткачество

Пояснительная записка

Занятия ткачеством можно рассматривать как предмет допрофессиональной подготовки и как предмет художественного творчества. Обучение элементам ручного плетения развивает творческие способности детей, фантазию, способствует эмоциональному развитию. Перенесение рисунка, сделанного карандашом или красками на бумаге, на ковер из ниток, успешный подбор необходимых подсобных материалов, использование своего жизненного опыта, свое видение прекрасного дают ребенку возможность самовыражения.
На занятиях ручного плетения развивается внимание, усидчивость, способность ждать готового результата. В некоторых случаях занятия можно использовать для релаксации.
При обучении элементам ткачества происходит перенос ранее приобретенных знаний и умений, закрепление их и приобретение новых навыков работы с различными инструментами и материалами.

Цель: обучение изготовлению ткацких изделий.

Задачи:

  • Знакомить с устройством ткацкого станка и челнока.
  • Учить работать с нитками.
  • Учить работать с челноком.
  • Учить ориентироваться на основе изделия.
  • Учить соблюдать правила техники безопасности.
  • Учить готовить и убирать рабочее место.

Оборудование и материалы:

1. оборудование:

  • стационарный ручной ткацкий станок
  • переносные ткацкие станки (настольные)
  • металлические и деревянные обручи, используемые как ткацкие станки

2. инструменты:

  • челноки разных размеров
  • иглы с тупым концом
  • ножницы
  • расчески с разной частотой зубьев

3. материалы:

  • нитки
  • ткань
  • ленты
  • веревки
  • природный материал
  • декоративный материал (бусинки, бисер, вата, деревянные шарики, колечки, проволока и т.д.)

Содержание.

1. Знакомство с устройством ткацкого станка и челнока.

  • определение вида ткацкого станка (стационарный, переносной, различной формы)
  • выделение отдельных частей ткацкого станка (рамка, гвозди для крепления нити)
  • выделение на челноке прорези для нитки

2. Работа с нитками

  • подбор ниток по цвету, толщине
  • разматывание ниток с мотка на клубок
  • наматывание ниток на челнок
  • связывание нитей различными узлами (простой, для оформления кисточек и т.д.)

3. Работа с челноком:

  • подбор челнока нужного размера
  • правильное удержание челнока с нитками в правой и левой руках
  • перекладывание челнока из одной руки в другую
  • движение челноком в горизонтальном направлении справа – налево,
  • слева – направо по основе изделия
  • движение челноком от себя к себе по основе изделия
  • движение челноком одновременно от себя к себе справа налево и от себя к себе
  • слева направо с захватом определенного количества вертикальных нитей основы
  • плетение последующих рядов с захватом определенного количества вертикальных нитей в шахматном порядке
  • соединение деталей рисунка ковра разными способами:
    • соединение уточных нитей встык
    • соединение уточных нитей вокруг общей основной нити
  • определение направления движения челнока по расположению уточной нити

4. Ориентация на основе изделия.

  • Определение:
    • горизонтального, вертикального направления нити
    • верхнего, нижнего и боковых краев изделия
    • начала, середины и конца ряда.
  • Плетение до обозначенного места:
    • по рисунку
    • по метке на основе.
  • Определение места на основе для отдельных элементов рисунка ковра.
  • Определение места для декоративного материала на готовом изделии.

6. Подготовка и уборка рабочего места:

Подготовка и уборка инструментов и материалов

  • протирание станка от пыли и остатков ниток
  • сматывание и хранение ниток в специально отведенном месте
  • подметание пола.

Возможные изделия:

  • ковры с сюжетным рисунком
  • основы для панно
  • коврики (полосатые дорожки) различной формы
  • элементы для украшения одежды, сумок
  • подставки для цветов и т.д.

* Уточная нить – нить на челноке

Изготовление изделий из керамики

Работа с глиной является одним из видов занятий художественным творчеством. Необходимо помнить, что в таких занятиях выделяются два аспекта: творческий и технический. При работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями важными являются оба. Акцент может быть сделан как на творческой стороне процесса (и тогда главной становится задача целостного воздействия на личность ребенка), так и на технической стороне, с помощью которой можно развивать практические умения. Кроме того, глина обладает целым рядом свойств, дающих терапевтический эффект в ходе работы с детьми с различного рода нарушениями.

Цель: Обучение изготовлению керамических изделий

Задачи:

  • Учить приемам изготовления керамических изделий,
  • Развивать интерес к изготовлению керамических изделий,
  • Учить создавать художественные творческие работы.

Содержание.

  • Подготовка глины к работе:
    • отщипывание кусочка от большого куска,
    • разминание пальцами,
    • отбивание.

2. Изготовление заготовок для изделий:

  • катание шарика,
  • катание колбаски,
  • раскатывание скалкой,
  • вырезание по контуру ножом заданную фигуру,
  • выдавливание формой,
  • заполнение формы изнутри,
  • обработка (сглаживание) обрезанного края пальцем, смоченным водой.

3. Нанесение декоративных деталей:

  • нанесение рисунка пальцем,
  • нанесение рисунка стекой,
  • нанесение рисунка штампом,
  • приклеивание мелких деталей на изделие.

4. Работа с глазурью:

  • подбор цвета глазури,
  • покрытие изделия глазурью методом погружения,
  • покрытие изделия глазурью с помощью кисти.

5. Определение степени готовности изделия к обжигу (просохло\не просохло).

6. Обжиг:

  • установка в печь,
  • вынимание из печи.

Возможные изделия:

подсвечники, изразцы, цветочные горшки, вазы и др.

Изготовление батика

Пояснительная записка

Цель: обучение изготовлению батика.

Задачи:

  • учить соблюдать последовательность операций при изготовлении батика,
  • знакомиться со свойствами материалов (ткань, воск, краски, красители),
  • учить соблюдать технику безопасности при работе с воском и глажении,
  • развивать творческое отношение к работе.

Содержание.

Освоение последовательности операций при изготовлении батика:

1. натягивание ткани на рамку (закрепление кнопками);
2. раскрашивание красками внутри контура или отпечатывание штампов:

  • подбор краски нужного цвета,
  • смешивание краски,
  • нанесение нужного количества краски на ткань;
  • нанесение краски на штамп,
  • отпечатывание штампа;

3. подготовка воска к работе:

  • измельчение свечи ножом,
  • растапливание воска,
  • определение готовности воска к использованию;

4. покрывание ткани воском:

  • нанесение горячего воска кисточкой на ткань;

5. сминание ткани, покрытой воском;

6. разведение красителя в воде:

  • подбор цвета красителя,
  • наливание определенного количества воды в емкость (ведро, бак, таз),
  • размешивание порошка в воде;

7. окрашивание ткани:

  • опускание ткани в краситель,
  • выдерживание ткани в красителе определенное время,
  • доставание ткани из красителя,
  • ополаскивание ткани в проточной воде,
  • отжим;

8. сушка ткани;

9. глажение ткани через газету:

  • укладывание на гладильный стол толстого слоя газет,
  • раскладывание на газете изделия,
  • накрывание изделия газетой,
  • глажение,
  • определение излишек воска,
  • смена газеты.

Подготовка к работе и уборка рабочего места:

  • надевание халата или фартука,
  • подготовка материалов для работы (кисточки, краски, стаканчики, газеты),
  • мытье кисточек, стаканчиков для красок после работы,
  • мытье столов после работы,
  • мытье рук.

Возможные изделия из батика:

картины, открытки, сумки и др.

Полиграфия.

Пояснительная записка.
Современное полиграфическое оборудование и программное обеспечение позволяют выпускать качественную продукцию и при этом большинство операций не требуют высокой профессиональной подготовки. Простота обращения с аппаратурой, постоянный набор несложных операций и получаемый качественный продукт делают данную работу привлекательной и доступной для лиц с особыми возможностями.
Данная программа нацелена на обучение подростков с тяжелыми и множественными нарушениями выполнять доступные операции полиграфического производственного процесса.

Цель: учить детей доступным операциям по изготовлению иллюстрированных календарей и блокнотов.

Задачи:

  • Учить выполнять допечатные виды деятельности:
    • выбирать и фотографировать объекты;
    • отбирать удачные и неудачные снимки для дальнейшей работы;
    • выполнять доступные операции на ПК и сканере;
  • Учить выполнять печатные виды работ:
    • копировальные работы.
  • Учить выполнять послепечатные виды работ:
    • ламинирование;
    • обрезание на резаке;
    • брошюровка.

Образовательные и содержание обучения:

  • Фотографирование:
    • обращаться с фотоаппаратами (обычным и цифровым);
    • выбирать объекты для фотосъемок;
    • осуществлять фотографирование;
    • различать качественные и некачественные фотографии;
    • отбирать нужные снимки для дальнейшей обработки.
  • Учить доступным операциям на компьютере и сканере:
    • включать и выключать ПК;
    • загружать программы и выходить из них;
    • набирать текст на ПК;
    • сканировать изображения;
    • выполнять отдельные операции компьютерной обработки изображений;
    • распечатывать готовые изображения.
  • Учить ламинировать:
    • включать и выключать ламинатор;
    • готовить картинку к ламинированию;
    • вставлять пакет в прибор и вынимать готовый продукт.
  • Учить осуществлять копировальные работы:
    • включать и выключать копировальный аппарат;
    • вкладывать лист А-4 для копирования;
    • различать и пользоваться главными кнопками на интерфейсе аппарата;
    • осуществлять двустороннее копирование в формате А-4.
  • Учить пользоваться резаком для обрезания бумаги:
    • соблюдать технику безопасности;
    • правильно (по меткам) укладывать листы бумаги;
    • обрезать листы;
    • складывать обрезанные листы в стопку.
  • Учить пользоваться переплетчиком при изготовлении блокнотов и календарей:
    • вставлять гребень в переплетчик;
    • открывать и закрывать пластмассовый гребень
    • сортировать листы бумаги в соответствии с эталоном;
    • вставлять их в переплетчик;
    • перфарировать листы;
    • вставлять листы в гребень.

Возможные изделия: визитки, календари, открытки, блокноты и др.

 

 

Популярные материалы Популярные материалы

 
 
Присоединиться
 
В Контакте Одноклассники Мой Мир Facebook Google+ YouTube
 
 
 
 
Создан: 28.02.2001.
Copyright © 2001- aupam. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.