Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.
 
 
 
Меню   Раздел Медицинская реабилитация   Реклама
         
 
Поиск
 

Мой баннер
 
Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Статистика
 
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
 

5. Исследование речи, чтения, письма

Краткая схема исследования речи, чтения и письма может быть представлена следующим образом (Е.Д.Хомская, 1973; 2003):
1) Оценка спонтанной и диалоговой речи
Оценка спонтанной и диалоговой речи осуществляется уже в процессе предварительной беседы с больным на предварительных этапах обследования, когда больному предлагаются вопросы, предусматривавшие как простые, так и развернутые ответы.
Так, больному задают вопросы, требующие ответа «да» или «нет» («Вас зовут Иван Петрович?» «Вам сорок лет?»), затем вопросы, требующие развернутого ответа («Где Вы живете?»).
2) Исследование автоматизированной речи:
Больному предлагается сосчитать от 1 до 10, перечислить дни недели, месяцы года, сосчитать до десяти.
3) Исследование повторной речи
Больного просят повторить:

  • звуки - а, о, и, у, б, д, к, с
  • оппозиционные фонемы: б/п, (губные), т/д, з/с (переднеязычные)
  • слова: дом, окно; полковник, поклонник, половник; кораблекрушение, кооператив)
  • серии слов: дом-лес, кот-стол и др.
  • фразы: девочка пьет чай и др.
  • скороговорки: из под топота копыт пыль по полю летит и др.

4) Проба на называние
Больного просят назвать те реальные предметы, на которые указывает исследователь («Назовите, что это?»)
Затем больного просят назвать демонстрируемые ему действия («Назовите действие, которое я сейчас выполняю».
5) Исследование понимания речи

  • Понимание простых устных инструкций (смысла слов). Больному называют предмет (окно, дверь) и просят пациента указать на него в комнате: «Покажите картину в этой комнате. Где в этой комнате окно?». Затем просят больного показать называемый предмет на картинке. Для понимания смысла слов с оппозиционными фонемами больного просят показать на картинке объекты, названия которых включают оппозиционные фонемы: «Покажите на картинке, где суп? Где дуб? Где том? Где дом? Где тень? Где день?»
  • Понимание сложных устных инструкций. Больного просят последовательно выполнить одно-, двух- и трех-компонентные задания: «Покажите мне вашу левую руку», «Поднимите вашу левую руку и прикоснитесь пальцами этой руки к вашему правому уху», «Поднимите вашу левую руку, прикоснитесь пальцами этой руки к вашему правому уху, одновременно закройте глаза»). Во время произнесения инструкций не используют мимику и жесты. Если у пациента возникли затруднения, то инструкции повторяют, сопровождая их мимикой и жестами. Оценивают правильность выполнения этих команд.
  • Понимание сложных логико-грамматических структур: «Покажите карандашом ключ, ключом - карандаш»; «Положите книгу под тетрадь; тетрадь под книгу»; «Покажите, какой предмет более светлый, какой - менее светлый»; «Разъясните значение словосочетаний - мамина дочка, дочкина мама» и т.д.
  • Распознание смысловых искажений. Больного просят ответить, справедливо ли предлагаемое ему высказывание («Рыба летает, птица плывет» и др.)
  • Понимание смысла незаконченного предложения. Больному зачитывают незаконченное предложение и спрашивают, какое слово подходит по смыслу для его завершения («Из чайника идет…(пар, жар?).

6) Задание на составление фразы с заданным словом. Больного просят оставить фразу, используя заданное слово
7) Задание на составление рассказа по сюжетной картинке.
Больному предлагают рассказать о событиях, изображенных на предлагаемой ему сюжетной картинке.
7) Задание на пересказ короткой истории
Больному зачитывают короткий рассказ и просят передать его содержание своими словами.
7) Исследование письма (списывание и под диктовку)
Больного просят списать с образца ряд слов, а затем написать под диктовку одно-два простых слов («кот», «дом»), одно-два слова с оппозиционными фонемами («забор», «собор»), одно-два сложных слова («гардероб», «гарнитур», одну – две короткие фразы.
8) Исследование чтения
Больного просят прочитать вслух буквы разного шрифта; простые слова, слова с оппозиционными фонемами; сложные слова, отдельные предложения и короткий рассказ

Возможные нарушения речи

  • Изменения скорости и ритма речи. Проявляются в замедлении, прерывистости речи, либо, напротив, в ее ускорении и трудностях остановки.
  • Диспросодия – нарушение мелодичности речи.Речь больного может быть монотонной, невыразительной, либо иметь «псевдо иностранный» акцент.
  • Подавление речи - отсутствие речевой продукции.
  • Автоматизмы («словесные эмболы») – часто, непроизвольно и неадекватно употребляющиеся простые слова или выражения (восклицания, приветствия, имена и т.д.), наиболее устойчивые к повреждению.
  • Персеверации – «застревание», повторение произнесенного уже слога или слова, возникающее при попытке вербального общения.
  • Затруднения в подборе слов при назывании предметов. Речь пациента нерешительна, изобилует паузами, содержит много описательных фраз и слов заместительного характера («ну, как это там...»).
  • Парафазии, то есть ошибки в произнесении слов
  • фонетические парафазии – неадекватная продукция фонем языка из-за упрощения артикулярных движений (например, вместо слова «воскресенье» больной произносит «татетенье»)
  • литеральные парафазии – замена звуков на звуки, близкие по звучанию или месту порождения («точка»- «почка»)
  • вербальные парафазии – замена одного слова в предложении другим, напоминающим его по смыслу
  • Неологизмы – лингвистические образования, произносимые больным как слова, хотя в используемом им языке таких слов нет.
  • Аграмматизмы и параграмматизмы (нарушение правил грамматики в предложении).
  • В письме оценивается автоматизм почерка, пропуски букв, наличие персевераций.

9) Тест литеральных ассоциаций
Используется для количественной оценки беглости речи и семантической памяти (Захаров В.В., Яхно Н.Н., 2005).
Больному предлагают закрыть глаза и назвать за одну минуту как можно больше слов, начинающихся на букву «л». Исследователь подсчитывает количество названных слов, которое в норме составляет не менее 20. Оценивается речевая активность пациента, наличие повторов слов, персеверации, ошибочное воспроизведения слов, начинающихся на другую букву, возможность пациента самостоятельно заметить ошибку.

Балльная оценка результатов выполнения теста
0 баллов - ни одного слова за минуту
1 баллов – 1-5 слова за одну минуту
2 балл – 6-10 слов за одну минуту
3 балла- 11-15 слов за одну минуту
4 балла- 16-20 и более слов за одну минуту

 

 

Популярные материалы Популярные материалы

 
 
Присоединиться
 
В Контакте Одноклассники Мой Мир Facebook Google+ YouTube
 
 
 
 
Создан: 28.02.2001.
Copyright © 2001- aupam. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.