Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.
 
 
 
Меню   Раздел Профилактика   Реклама
         
 
Поиск
 

Мой баннер
 
Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Статистика
 
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
 

3. Бронхиальная астма – каждый вдох на вес золота

Расскажем, что же такое бронхиальная астма

Вспомните библейскую легенду о сотворении человека: на шестой день творения создал Бог человека из праха земного и вдунул в лицо дыхание жизни и стал человек душою живою.

Земная жизнь человека начинается с первого вздоха, легкие наполняются воздухом, приходят в движение ткани внутренних органов, и человек подключается к миру живых существ. Он испустил последний вздох, – говорят про умершего человека, первое и последнее дыхание – это начало и конец: дыхание без сомнения основа жизни. «Дыхание», «духовный», «вдохновение» – все эти слова происходят от одного корня и смыслового значения. Обратите внимание на внешний вид легкого – оно похоже на перевернутое дерево: ствол, ветки, листья. Наш бронхолегочный аппарат подобен древу жизни. И корни жизни следуют искать в системе дыхания.

А вот эта система и поражается в первую очередь.

Бронхиальная астма – хроническое аллергическое рецидивирующее заболевание с преимущественным поражением дыхательных путей.

Характеризуется измененной реактивностью бронхов, вход воздуха в легкие и боратный выход затрудняются, становится трудно дышать.

«Астма» (astma) в переводе с греческого значит «удушье» или «тяжелое дыхание». Упоминание об этом заболевании встречается у Гиппократа, Галена, Цельсия. В папирусах Эберса описана аллергическая астма у императоров Древнего Рима (Августа и Клавдия).

У одних людей возникает кашель, у других – свист, свистящий звук, возникающий при проталкивании воздуха через слишком узкие отверстия бронхиальных трубочек, некоторые люди просто ощущают нехватку воздуха. Воздух, находящийся в воздушных мешочках (альвеолах), оказывается в «ловушке». Дыхательные движения (вдох и выдох) становятся короткими, частыми, нерегулярными.

Заболевание нередко начинается приступообразным кашлем, сопровождающимся экспираторной отдышкой, с отхождением небольшого количества стекловидной мокроты (астматический бронхит). Развернутая картина бронхиальной астмы характеризуется появлением легких и средней тяжести или тяжелых приступов удушья. Приступ может начаться предвестником (обильное выделение водянистого секрета из носа, чиханье, приступообразный кашель и т. п.). Приступ астмы характеризуется сопровождающимися слышимыми на расстоянии хрипами, из груди вырываются свистящие звуки. Грудная клетка находится в положении максимального вдоха. В дыхании принимают участие мышцы плечевого пояса, спины, брюшной стенки, выслушивается множество сухих хрипов.

Приступ астмы проходит несколько этапов.

1. Сжатие бронхов.

Бронхиальные трубочки окружены тонкими мышцами. Когда вдыхается воздух, содержащий раздражающие вещества, эти мышцы сокращаются и сдавливают бронхи. Воздух уже не сможет по ним свободно проходить в легкие. Поэтому они не получают достаточное количество свежего воздуха и не могут отдать уже ненужный организму отработанный воздух с углекислым газом.

2. Заполнение бронхов слизью.

Бронхиальные трубочки изнутри выстланы слизистой оболочкой, в которых есть клетки, вырабатывающие слизь. У здорового человека слизь сохраняет воздухоносные пути влажными. При бронхиальной астме при попадании в бронхи аллергенов (веществ, вызывающих приступ астмы) слизи вырабатывается больше, чем нужно, она закрывает просвет бронхов и еще более затрудняет дыхание.

3. Набухание стенок бронхов.

Бронхиальные трубочки от раздражения воспаляются. Они увеличиваются в размере, утолщаются так же, как опухает поврежденный палец, когда его травмируют. Утолщение внутренней оболочки приводит к еще большему сужению просвета бронха, и воздух с трудом проходит через бронхи при вдохе и выдохе. Чем больше сужены бронхи, тем труднее дышать.

К концу приступа, примерно через 1 ч, начинается покашливание, и отделяется небольшое количество стекловидной вязкой мокроты.

При этом заболевании изменяется строение бронхов, нарушается функция ресничек мерцательного эпителия, бронхиальный эпителий разрушается. Происходит сбой микроциркуляции в стенках бронхов, что приводит к склерозу. В воспалительном процессе в бронхах участвуют и тучные клетки, содержащие биологически активные вещества (гистамин, брадикинин, калидин, серотонин и др.).

Из-за всех этих изменений формируется синдром бронхиального спазма. В механизме бронхоспазма играет роль сужение бронха, отек слизистой оболочки бронхов, нарушение слизеобразования и склеротические изменения. Огромную роль в формировании этого синдрома играет гиперреактивность бронхов, т. е. повышенная реакция на воздействие самых различных раздражителей. Реакция бронхоспазма универсальная, т. е. раздражители могут быть различными, а реакция бронхов – той же самой.

Бронхиальная астма различается по причине возникновения и степени тяжести. До сих пор отсутствует единая мировая классификация бронхиальной астмы.

По степени тяжести бронхиальную астму делят на легкую, среднюю и тяжелую.

При легкой степени тяжести обычно отсутствуют классические развернутые приступы удушья. Признаки бронхоспазма отмечаются не чаще 1?2 раз в неделю и являются кратковременными. От дыхательного дискомфорта по ночам больные просыпаются менее 1?2 раз в месяц. В межприступные периоды состояние таких больных стабильное.

При среднетяжелой форме приступы удушья бывают чаще 1?2 раза в неделю. Приступы же бронхиальной астмы по ночам возникают чаще 2 раз в месяц. Прием лекарственных препаратов необходим даже в межприступный период.

При тяжелом течении бронхиальной астмы отмечаются частые обострения заболевания. Причем они могут быть опасными для жизни человека. Приступы носят затяжной характер, случаются даже по ночам. Симптомы бронхиальных спазмов сохраняются в межприступном периоде. Приступы проявляются время от времени даже у человека, который живет в одном и том же месте и ведет неизменный образ жизни.

Заболевание носит рецидивирующий характер, т. е. имеет склонность регулярно обостряться.

Приступы, сочетающиеся с периодами благополучия, являются отличительной чертой этой болезни.

На развитие бронхиальной астмы влияют как внешние, так и внутренние факторы. То есть следует учитывать и влияние окружающей среды, и особенности самого организма (в частности, состояние иммунной и эндокринной систем). Так как главным и неотъемлемым признаком болезни являются приступы удушья, рассмотрим, что же может провоцировать их появление.

Как правило, это:

1) неинфекционные (их также называют атопическими) аллергены, содержащиеся в пыли, пыльце растений, а также производственные, пищевые (яйца, шоколад, грибы, земляника, цитрусовые), аллергены, продукты жизнедеятельности платяных клещей, насекомых, аллергены, содержащиеся в шерсти животных, чешуе рыб, и, несомненно, лекарственные аллергены (например, известно, что «безобидный» аспирин часто провоцирует острый приступ астмы у больных-аллергиков);

2) инфекционные аллергены (вирусы и бактерии, поражающие дыхательные пути, а также вездесущие микоплазмы и грибки);

3) механические и химические воздействия (пары кислот, щелочей, неорганическая пыль);

4) интенсивная физическая нагрузка и метеорологические факторы (изменение температуры и влажности воздуха, колебания атмосферного давления и магнитного поля Земли);

5) эмоциональный стресс.

Влияние всех перечисленных выше моментов испытывает каждый человек, но не у всех это приводит к патологическому процессу.

Кто же предрасположен к бронхиальной астме?

Рассмотрим факторы риска.

1. Наследственная предрасположенность, генетические факторы (если болен один из родителей, вероятность заболевания ребенка составляет 20?30%, при заболевании обоих родителей – 75%);

2. Особенности развития и болезни детей (раннее искусственное вскармливание, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, пищевая и лекарственная аллергия, частые острые респираторные вирусные инфекции).

3. Патология беременности (недоношенность плода, перенесенные во время беременности вирусные респираторные и аллергические заболевания могут повлиять на развитие болезни у будущего ребенка).

4. Особенности труда, быта и болезни взрослых (работа на «вредном производстве», контакт с химическими веществами в быту, частые острые и обострение хронических воспалительных заболеваний органов дыхания, нервно-психический стресс, расстройства центральной нервной системы, курение).

5. Врожденная повышенная чувствительность бронхов и трахеи к воздействию аллергенов, химических и физических факторов.

Итак, бронхиальная астма в большинстве случаев является аллергическим заболеванием. Она возникает у лиц с повышенной чувствительностью к некоторым веществам, ставшим для них аллергенами. Традиционно различают атопическую бронхиальную астму, вызываемую инфекционными аллергенами, и инфекционно-независимую.

Питание

Построение рационального питания больных бронхиальной астмой имеет решающее лечебное действие.

Следует исключить из рациона продукты, вызывающие аллергические реакции у больного: рыбу, крабы, сырую капусту, редис, землянику, цитрусовые. Диета должна быть достаточно разнообразной и калорийной, но не способствующей полноте. При бронхиальной астме надо обязательно использовать продукты, богатые солями кальция: сыр, творог, кисломолочные продукты, салаты, поскольку соли кальция обладают противовоспалительным и противоаллергическим действием. А вот соленья, маринады на время лечения бронхиальной астмы следует ограничить. Овощи и фрукты лучше есть сырыми.

Такие острые продукты, как чеснок, лук, горчица и жгучий перец, облегчают дыхание. Поэтому мы настоятельно рекомендуем не забывать о них, когда будете готовить себе еду. Больше же всего внимания уделите чесноку! Ведь он убирает застои и очищает забитые протоки, помогает отделению мокроты, снимает спазмы в бронхах, возникающие во время астмы и других респираторных заболеваний. Мы настоятельно советуем мелко натирать чеснок, смешивать его с солью и свежим сливочным маслом и намазывать эту смесь на хлеб или добавлять в разные блюда (на 100 г масла – 5 крупных долек чеснока, соль – по вкусу).

Лук обладает противовоспалительными и антигистаминными свойствами и поэтому уменьшает воспалительные процесса в бронхах. Горчица и жгучий перец очищают дыхательные пути от забивающей их мокроты. Не забывайте о репе! Например, можно 2 ст. л. измельченной репы залить 1 стаканом кипятка, варить в течение 15 мин, процедить и пить по 1/4 части отвара 4 раза в день или по 1 стакану на ночь.

Необходимо ограничить потребление бараньего, свиного и говяжьего жира. Это же ограничение касается и углеводов. Поменьше также поваренной соли! При появлении отеков необходимо уменьшить количество жидкости до 1?1,5 л в сутки. При составлении своего меню исключите продукты, повышающие возбудимость центральной нервной системы: крепкий чай, кофе, какао, крепкие бульоны, острые закуски, специи и маринады.

Мы рекомендуем включать в питание жидкую молочную кашу из геркулеса и жидкое картофельное пюре, приготовленные с большим количеством молока (эти блюда способствуют снятию бронхоспазма). Не забывайте о тертой редьке, которую заправляйте растительным маслом или сметаной. Из напитков можно посоветовать заваривать рожь, овес, ячмень с добавлением цикория или очищенного горького миндаля и пить их как обыкновенный кофе. Очень вкусен и полезен такой кофе с горячим топленым молоком. При изнуряющем кашле рекомендуется пить горячее молоко со щелочной минеральной водой. Маленьким детям дают пить отвар инжира в молоке.

Лечение керосином бронхиальной астмы по Н. А. Сухининой с соавторами

Раствор керосина 9 капель очищенного в 1 стакане теплой воды необходимо принимать внутрь каждые 2 ч по 1/3 стакана ежедневно.

В качестве альтернативы этому способу можно использовать растирания грудной клетки и спины больного мазью, которая изготовляется из керосина и вазелинового масла. Ингредиенты смешиваются в стеклянной емкости в процентном соотношении 1: 4. Готовая смесь втирается в кожу массирующими движениями ладоней по направлению от позвоночного столба к подмышечным впадинам и ключицам. Данный способ лечения производит максимальный эффект, если его сочетать с назначениями врача, традиционными процедурами.

Лечение глиной

Принимают 2 ч. л. порошка в день. Глину разводят холодной водой и принимают 2 раза в день за 1 ч до еды утром и вечером.

Травяная аптека Л. и Г. Погожевых

Багульник и крапива

Трава багульника болотного – 25 г, лист крапивы – 15 г. Залить смесь 1 л кипятка, настаивать в течение 3 ч, процедить. Пить по 1/4 стакана 4 раза в день после еды. Детям – по 1 ст. л. 3 раза в день после еды.

Боярышник

Залить 3 ст. л. плодов боярышника 3 стаканами кипятка, настаивать в течение 3?4 ч, процедить. Пить по 1 стакану 3 раза в день.

Душица

Залить 2 ст. л. измельченной травы 2 стаканами кипятка. Настоять в течение 1 ч, процедить. Выпить в 3 приема за 30 мин до еды.

Земляника

Залить 2 ст. л. листа земляники 2 стаканами кипятка. Настаивать в течение 3?4 ч, процедить. Принимать 3 раза в день за 30 мин до еды.

Крапива

Залить 1 ч. л. измельченного листа крапивы 1 стаканом кипятка, довести до кипения, настоять в течение 3?4 ч, процедить. Пить 3 раза в день за 30 мин до еды.

Мать-и-мачеха

Залить 4 ч. л. измельченного листа мать-и-мачехи 1 стаканом кипятка, настаивать в течение 30 мин, процедить. Пить по 1/4 стакана 4 раза в день.

Сбор: мать-и-мачеха, подорожник, почки сосны. Взять поровну листа мать-и-мачехи, листа подорожника, почек сосны, измельчить. Залить 2 ч. л. смеси 1 стаканом холодной воды. Настаивать в течение 2 ч. Затем прокипятить в закрытой посуде в течение 5 мин и процедить.

Принимать по 1 ст. л. 3 раза в день перед едой.

Подорожник

Залить 1 ст. л. измельченного листа подорожника 1 стаканом кипятка, настаивать в течение 15 мин, процедить. Принимать по 1 ст. л. 4 раза в день до еды.

Полынь

Залить 1 ч. л. семян полыни 1 стаканом кипятка, настаивать в течение 3?4 ч, процедить. Пить по 1/2 стакана 3 раза в день перед едой.

Сложный сбор 1.

Взять поровну травы тимьяна ползучего, сосновых почек, плодов аниса, плодов фенхеля, измельчить. Залить 1 ст. л. смеси 1 стаканом теплой воды, нагревать на кипящей водяной бане в течение 15 мин, охладить, процедить. Пить по 1/3 стакана 3?4 раза в день.

Сложный сбор 2.

Взять поровну плодов аниса, травы тимьяна, плодов фенхеля, семян льна, измельчить. Залить 4 ч. л. сбора 1 стаканом теплой воды, настаивать в течение 2 ч, затем кипятить в течение 5 мин, процедить. Пить по 1/3 стакана 3 раза в день.

Сложный сбор 3.

Взять поровну цветков бузины, травы росянки, листа подорожника, травы фиалки. Залить 4 ч. л. сбора 1 стаканом теплой воды, настаивать в течение 2 ч, кипятить в течение 5 мин, процедить. Отвар выпить в течение дня.

Фитотерапия при бронхиальной астме по Кортикову В. Н. и Кортикову А. В. (способы приготовления и употребления см. в народных средствах, собранных другими целителями):

семена (ядра) абрикоса;

агава американская (сок листьев);

айва;

алтей лекарственный (корни и плоды);

ароника (корни и клубни);

багульник;

березовый деготь;

цедра плющевидная будра;

вероника лекарственная;

герань кроваво-красная (корневища);

горицвет;

итод сибирский;

короставник полевой;

купена лекарственная;

скипидар из лиственницы сибирской;

паслен черный;

пикульник ладанниковый;

первоцвет лекарственный;

подорожник;

подсолнечник (краевые язычковые цветка);

прострел луговой;

пырей ползучий;

рожь посевная (цветущая трава);

росянка круглолистная;

тимьян ползучий (чабрец);

тополь пирамидный (почки).

Сборы:

алтей, тимьян;

сосновые почки, подорожник, мать-и-мачеха;

бузина черная, подорожник, фиалка трехцветная;

анис, бузина черная, корни ивы, мать-и-мачеха, шиповник.

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой

Хороший эффект при бронхиальной астме оказывает лечебная гимнастика. Она улучшает вентиляцию легких, устраняет закупорку бронхов, повышает качество выдоха. Этому в первую очередь служит тренировка дыхательных мышц, и особенно диафрагмы. Для больных астмой предпочтительнее брюшной тип дыхания.

Специальные упражнения помогут вам выработать умение управлять своим дыханием. Важно научиться делать вдох и выдох через нос, а также втягивать живот при выдохе. В частности гимнастика, разработанная А. Н. Стрельниковой или К. П. Бутейко, помогает понизить чувствительность бронхов к действию аллергенов – как внутренних, так и внешних. Гимнастика снимает налет с голосовых связок, трахеи и бронхов (он отторгается организмом вместе со слизью и мокротой). Со временем при регулярных ежедневных занятиях легкие полностью очищаются от вредных накоплений.

Кроме того, дыхательная гимнастика Стрельниковой помогает осуществить заветную мечту многих женщин: наконец-то избавиться от лишнего веса и приобрести стройную фигуру.

Занятия лечебной гимнастикой нужно проводить постоянно, только так можно добиться положительных результатов. Упражнения делают в хорошо проветриваемом помещении, а в теплое время года лучше выйти на воздух.

Основное внимание в гимнастике уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А. Н. Стрельниковой, уметь затаить, «спрятать» дыхание. О выдохе совершенно не думать – он уходит самопроизвольно.

Два главных упражнения: наклон и одновременно резкий и короткий вдох: сведение согнутых в локтях рук, помещенных перед грудью на уровне плеч, и одновременно короткий вдох.

При обучении гимнастике А. Н. Стрельникова советует выполнять четыре основных правила.

Правило 1

«Гарью пахнет! Тревога!» И резко, шумно, на всю квартиру, нюхайте воздух, как собака след. Чем естественнее, тем лучше.

Самая грубая ошибка – тянуть воздух, чтобы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как укол, активный, и чем естественнее, тем лучше. Думайте только о вдохе. Чувство тревоги организует активный вдох лучше, чем рассуждения о нем. Поэтому не стесняйтесь, яростно понюхайте воздух.

Правило 2

Выдох – результат вдоха. Не мешайте выдоху уходить после каждого вдоха как угодно, сколько угодно, но лучше ртом, чем носом. Не помогайте ему. Думайте только: «Гарью пахнет! Тревога!» И следите лишь за тем, чтобы вдох шел одновременно с движением. Выдох уйдет самопроизвольно. Во время гимнастики рот должен быть слегка приоткрыт. Увлекайтесь вдохом и движением, не будьте скучно-равнодушными. Играйте в дикаря, как играют дети, и все получится. Движения создают короткому вдоху достаточные объем и глубину без особых усилий.

Правило 3

Повторяйте вдохи так, как будто вы накачиваете шину в ритме песен и плясок. И тренируя движения и вдохи, считайте на 2, 4 и 8. Темп – 60?72 вдоха в минуту. Вдохи громче выдохов. Норма урока – 100?200 вдохов, можно и больше – 2000 вдохов. Паузы между дозами вдохов – 1?3 с.

Правило 4

Подряд делайте столько вдохов, сколько в данный момент можете сделать легко.

Весь комплекс состоит из 6 упражнений. Вначале – разминка. Встаньте прямо, вытянув руки по швам, громко шмыгая носом. Не стесняйтесь. Заставьте крылья носа соединяться в момент вдоха, а не расширяйте их. Делая вдох, думайте: «Гарью пахнет! Откуда?»

Шагайте на месте и одновременно с каждым шагом делайте вдох. Правой-левой, правой-левой, вдох-вдох, вдох-вдох (а не вдох-выдох, как в обычной гимнастике).

Сделайте 96 (100) шагов-вдохов в прогулочном темпе. Можно стоя на месте, можно при ходьбе по комнате, можно, переминаясь с ноги на ногу: вперед-назад, вперед-назад, тяжесть тела то на ноге, стоящей впереди, то на ноге, стоящей сзади. В темпе шагов длинные вдохи делать невозможно. Думайте: «Ноги накачивают в меня воздух». Это помогает. С каждым шагом – вдох, короткий и шумный.

Освоив движение, поднимая правую ногу, чуть-чуть приседайте на левой, поднимая левую – на правой. Получится что-то вроде рок-н-ролла. Следите за тем, чтобы движения и вдохи шли одновременно. Не мешайте и не помогайте выходить выдохам после каждого вдоха. Повторяйте вдохи ритмично и часто. Их должно быть столько, сколько вы сможете сделать легко.

Движения головы

Повороты

Поворачивайте голову вправо-влево, резко, в темпе шагов. И одновременно с каждым поворотом – вдох носом, короткий и шумный. 96 вдохов. Думайте: «Пахнет гарью! Откуда? Слева? Справа?» Нюхайте воздух.

«Ушки»

Покачивайте головой, словно говоря кому-то: «Ай-яй-яй, как не стыдно!» Следите, чтобы тело не поворачивалось. Правое ухо идет к правому плечу, левое – к левому. Плечи неподвижны. Одновременно с каждым покачиванием – вдох.

«Малый маятник»

Кивайте головой вперед-назад, вдох-вдох. Думайте: «Откуда пахнет гарью? Снизу? Сверху?»

Главные движения

1. «Кошка»

Ноги – на ширине плеч. Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторяйте ее движения – чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую – на ту, в сторону которой вы повернулись. И шумно нюхайте воздух справа, слева, в темпе шагов.

2. «Насос»

Возьмите в руки свернутую газету или палочку, как рукоятку насоса, и думайте, что накачиваете шину автомобиля. Вдох – в крайней точке наклона. Кончился наклон – кончился выдох. Не тяните его, разгибаясь, и не разгибайтесь до конца. Шину надо быстро накачать и ехать дальше. Повторяйте вдохи одновременно с наклонами часто, ритмично и легко. Голову не поднимайте, смотрите вниз на воображаемый насос. Мгновенный вдох. Из всех наших движений-вдохов это самое результативное. «Насос» особенно эффективен при заикании. Наклоны вперед делаются ритмично и легко. Низко не наклоняйтесь, вполне достаточно наклона в пояс. Выдох уходит после каждого вдоха самостоятельно, через рот.

Спина круглая, а не прямая, голова опущена.

Помните: «накачивать шину» нужно в темпоритме строевого шага.

Делайте подряд уже не 8, а 16 вдохов-движений. Затем отдых в течение 3?4 с, и снова 16 вдохов-движений.

Это упражнение часто останавливает приступ бронхиальной астмы, сердечный и приступ печеночной колики.

Упражнение «Насос» можно делать стоя и сидя.

Ограничения: это упражнение не рекомендуется делать при травмах головы и позвоночника; при повышенном артериальном, внутрипочечном и внутриглазном давлении; при камнях в печени, в почках и мочевом пузыре.

3. «Обними плечи»

Поднимите руки на уровень плеч. Согните в локтях. Поверните ладони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросайте руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая – левую подмышку, т. е. чтобы руки шли параллельно друг другу. Темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторяйте короткие шумные вдохи. Думайте: «Плечи помогают воздуху». Не уводите руки далеко от тела. Они рядом. Локти не разгибайте.

Норма: «пошмыгайте» носом 3 раза по 32 вдоха-движения.

Отдых после каждой «тридцатки» (32 вдоха-движения) – 3?4 с.

Упражнение «Обними плечи» можно делать стоя, сидя, лежа (при травме руки это упражнение можно делать одной здоровой рукой).

Ограничения: сердечникам (ИБС, врожденные пороки, перенесенный инфаркт) в первую неделю тренировок упражнение «обними плечи» не делать.

На второй неделе, выполняя это упражнение, делать только по 8 вдохов-движений. Затем отдых 3?5 с и т. д.

На третьей неделе тренировок можно делать уже по 16 или 32 вдоха-движения без остановки.

4. «Большой маятник»

Это движение слитное, похожее на маятник: «насос» – «обними плечи», «насос» – «обними плечи». Темп шагов. Наклон вперед, руки тянутся к земле – вдох, наклон назад, руки обнимают плечи – тоже вдох. Вперед-назад, вдох-вдох, тик-так, тик-так, как маятник.

5. «Полуприседы»

Одна нога впереди, другая – сзади. Вес тела на ноге, стоящей впереди, нога, стоящая сзади, чуть касается пола, как перед стартом. Выполняйте легкий, чуть заметный присед, как бы пританцовывая на месте, и одновременно с каждым приседом повторяйте вдох – короткий, легкий. Освоив это движение, добавьте одновременные встречные движения рук.

Другие авторы добавляют еще несколько упражнений к комплексу. Их комментарии к уже перечисленным упражнениям для удобства выполнения движений включены в описание.

«Ладошки»

Встаньте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и покажите ладони зрителю – «поза экстрасенса». Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом в темпоритме строевого шага и одновременно сжимайте ладони в кулаки (делайте хватательные движения). Сделай подряд четыре шумных, ритмичных вдоха носом (то есть «шмыгните» 4 раза). Затем опустите руки и отдохните 3?4 с – паузы. Помните: активный вдох носом ? пассивный выдох ртом после каждого вдоха.

Норма: «пошмыгайте» носом 24 раза по четыре.

Упражнение «ладошки» можно выполнять стоя, сидя, а в тяжелом состоянии – даже лежа. Если человек прикован к постели и обездвижен совсем, то можно просто «шмыгать» носом без всяких движений, по два-четыре вдоха. Затем отдых в течение 3?5 с, и снова два или четыре шумных, коротких вдоха.

В начале выполнения упражнения возможно легкое головокружение. Не пугайтесь – оно пройдет. При сильном головокружении сядьте и выполните упражнение сидя, делая паузы после каждых четырех вдохов-движений (отдыхать можно не 3?4 с, а от 5 до 10 с).

«Погончики»

Встаньте прямо. Кисти сожмите в кулаки и прижмите к поясу. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти возвращаются в исходное положение на уровень пояса, плечи расслаблены, выдох ушел. Выше пояса кисти не поднимать.

Сделайте подряд уже не четыре вдоха-движения, а восемь. Затем отдых 3?4 с, и снова восемь вдохов-движений.

Норма: «пошмыгайте» носом 12 раз по восемь вдохов-движений.

Упражнение «Погончики» можно делать стоя, сидя, лежа.

Всем, кто заинтересовался гимнастикой Стрельниковой, следует знать, что она оказывает общее влияние на весь организм и может применяться не только при бронхиальной астме. По наблюдениям М. А. Щетинина, при шумном коротком вдохе носом идет активное насыщение коры головного мозга кислородом: ликвидируется спазм сосудов, исчезают хронические головные боли, улучшается память.

Упражнение активно включает в работу все части тела: руки, ноги, голову, брюшной пресс, позвоночник. Гимнастика помогает подросткам, страдающим сколиозами, ликвидировать сутулость. В подростковом возрасте она дает возможность увеличить рост (особенно в период полового созревания). Для взрослой женщины гимнастика полезна и в случае опущения внутренних органов.

Гимнастика Стрельниковой излечивает заикание, благотворно влияет на состояние сердца и сосудов.

Дыхательная гимнастика по методу К. П. Бутейко

Цель этой гимнастики – научить человека контролировать свое дыхание, делать его более спокойным. Применительно к бронхиальной астме это очень ценный момент, так как судорожные вдохи во время приступа еще более усиливают спазм бронхиального дерева. Схематически нормальное дыхание здорового человека соответствует формуле: медленный неглубокий вдох (2?3 с), медленный выдох (3?4 с) и задержка дыхания (3?4 с). Чем длительнее задержка дыхания, тем лучше. Идеальная задержка дыхания для астматиков – 1 мин.

Лечебная гимнастика при бронхиальной астме по Иванову С. М.

Тренировку дыхания осуществляют специальными дыхательными упражнения с произношением на медленном выдохе звуков-букв. Эти упражнения способствуют не только выработке у больного умения управлять своим дыханием, улучшению вентиляции легких, но оказывают и психотерапевтическое воздействие.

Наиболее пригодными для произношения при выдохе являются в начале занятия согласные звуки: «с», «з», «ш», «щ»; а затем согласные звуки: «ж», «р» и гласные «у», «е», «и», «а» (основные буквы для тренировки дыхания).

Обычно в начале тренировки произносят букву в течение 5?7 с, доходя в дальнейшем до 15?20 с.

Когда больной овладеет своим дыханием (произношением отдельных букв в течение 15 с), переходят к последней тренировке дыхания в виде произношения на одном выдохе комбинации из двух, а затем – трех букв. Когда больной освоит произношение на одном выдохе трех букв, переходят к произношению на выдохе гласных букв с прерыванием произношения в середине выдоха. Например, «БрУУУ»; «ПрУУУУ»; «МрОООО»; «ТрОООО» и т. п. Из приставок, облегчающих произношение гласных букв, можно применять приставки (произносимые кратко): «Бр», «Вр», «Гр», «Др», «Жр», «Кр», «Пр», «Шр», «Хр». На последнем этапе тренировки дыхания используют произношение какой-либо буквы с усилением ее в середине упражнения: например, «ссссССССсссс», «ШрииииИИИИиииии», «ДрааааААААаааа» и т. д.

Для разнообразия занятий можно проводить не четырехкратное повторение одной буквы, а однократное произношение разных букв, например «СССС», «ЗЗЗЗ», «ШШШШ», «Брииии», «Врееее», «ДрОООО», «ПрУУУУ» или комбинации из согласных и гласных букв, например «ГраАААА», «ЖЖЖЖЖ», «ПрИИИИ», «РРРР».

При проведении специальных дыхательных упражнений не следует форсировать вдох и особенно выдох. При воспроизведении звука-буквы последнюю следует произносить медленно до тех пор, пока хватит дыхания.

Нужно приучаться к вдыханию и выдыханию через нос (использование носоглоточного рефлекса), а также втягиванию живота при выдохе.

Таблица 1. Схема занятий по лечебной гимнастике для больных бронхиальной астмой по С. М. Иванову

Схема занятий по лечебной гимнастике для больных бронхиальной астмой по С. М. Иванову

Лечебная физкультура по Э. В. Кокосову и А. Н. Стрельниковой

Лечебная физкультура существенно закрепляет эффект лечения бронхиальной астмы. Комплекс упражнений рекомендуется выполнять в период между приступами. Дыхательные упражнения и упражнения, сопровождающиеся произношением на выдохе определенных звуков и их сочетаний (звуковая гимнастика), способствуют уменьшению спазма гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол. Звуковая гимнастика действует на их стенки, подобно вибромассажу, расслабляя бронхиальные мышцы. Такой эффект дает и расслабление мышц плечевого пояса.

Лечебная гимнастика активизирует выделение гормонов надпочечника – адреналина, что в свою очередь обусловливает бронхорасширяющий эффект. Регулярно выполняемые упражнения увеличивают вентиляционный эффект дыхания при меньшей затрате энергии.

Не менее существенно и то, что трудное дыхание, свойственное большинству страдающих бронхиальной астмой, сменяется физиологически более целесообразным брюшным, вследствие чего существенно улучшается вентиляция нижних отделов легких.

Надо сказать, что учащение дыхания, избыточная вентиляция легких резко уменьшают содержание в организме углекислого газа, что по современным представлениям может усилить спазм бронхов. Следите за тем, чтобы во время тренировки вдох был спокойным, за ним обязательно следовала бы пауза в 2?3 с.

Не забывайте контролировать степень нагрузки по частоте пульса и дыхания до и после занятий. Частота пульса после выполнения упражнений не должна превышать 100?110 ударов в минуту, а дыхания – 20?24.

В течение 5 мин частота пульса и дыхания должны стать такими же, как и до занятий.

Примерный комплекс упражнений

Стоя.

1. И. п. – пятки вместе, носки врозь, руки опущены вдоль туловища. Ходьба на месте в течение 1 мин (2 шага – вдох, 4?5 ? выдох, 2 шага – пауза).

Темп средний.

2. И. п. – то же. Делая шаг правой ногой вперед, развести прямые руки в стороны – вдох; вернуться в и. п. – выдох; пауза. На выдохе прогнуться, на паузе расслабиться. Повторите 3?4 раза каждой ногой.

3. И. п. – то же. Руки к плечам – вдох; наклоняя туловище в сторону, поднять руки вверх – выдох; пауза, расслабиться. Повторить 2?3 раза в каждую сторону.

4. И. п. – то же. Махи расслабленными руками вперед-назад в течение 20?30 с. Дыхание произвольное.

Сидя.

1. И. п. – откинуться на спинку стула, ноги на ширине плеч, руки на коленях и бедрах. Спокойное дыхание в течение 1 мин. Следить за плавностью вдоха, выдоха и соблюдением паузы.

2. И. п. – то же. Вдохнуть, выдохнуть, задержать дыхание. Подсчитайте, в течение какого времени удается задержать дыхание. Со временем вы сможете это делать более длительно. Следите, чтобы после задержки дыхания вдох был по возможности спокойным. Сделать один раз.

3. И. п. – то же. Развести прямые руки в стороны, взмахом поднять прямую ногу вверх – вдох; делая хлопок под ногой, выдыхая, произнести «ха»; опустить ногу и руки; пауза, расслабление. Повторить 3?4 раза каждой ногой.

Стоя

1. И. п. – пятки вместе, носки врозь, руки опущены. Вдохнуть, развести прямые руки в стороны; возвращаясь в и. п., расслабляясь, – выдох. Темп средний. Повторить 4 раза.

2. И. п. – то же. Поднять руки вперед – вдох; взмах правой ногой к левой руке – выдох; вернуться в и. п. – пауза. Руки в и. п. опускать мягко, возможно больше их расслабляя. Повторить 3?5 раз каждой ногой.

3. И. п. – ноги на ширине плеч, туловище слегка наклонено вперед, руки опущены. Во время вдоха живот выпячивать, выдыхая – втягивать (брюшное дыхание). Дыхание спокойное, ровное. Выполнять в течение 1 мин.

4. И. п. – пятки вместе, носки врозь, руки опущены. Имитация гребли: поднять прямые руки вперед – вдох; согнуть их и приблизить к груди – выдох; вернуться в и. п. – пауза. Повторить 4?5 раз.

5. И. п. – то же. Кистями рук обхватить нижние боковые отделы грудной клетки. Во время выдоха произносить звук «р»; в конце выдоха сжимать нижнюю часть грудной клетки, как бы помогая выдоху; пауза. Упражнение повторить, произнося последовательно звуки «ж» и «з», а в дальнейшем и сочетание звуков «бррух» («бррах», «бррох», «бррих»), «жррух» («жррах», «жррох», «жррех»). Каждый звук и сочетание звуков тянуть в течение 10?15 с.

Больной может выбрать наиболее понравившийся ему звук или сочетание звуков и повторять только его в течение 1?2 мин, памятуя при этом, что, например, звук «ж» можно протянуть за минуту не более 4 раз, если придерживаться необходимого темпа, а сочетание звуков «бррах» – 6?7 раз, так как продолжительность их звучания значительно меньше.

1. И. п. – то же. Последовательные движения правой и левой рукой: на пояс, в сторону, на пояс, вниз с постепенным ускорением темпа. Дыхание произвольное. Повторить 5?6 раз.

2. И. п. – то же. Поднять плечи вверх – вдох; расслабляя их, опустить – выдох; пауза с расслаблением мышц плеч, рук, туловища. Повторить 4?5 раз.

3. И. п. – то же. Руки вперед, круговые движения вправо и влево в течение 15?20 с. Дыхание произвольное, свободное.

4. И. п. – то же. Поднять прямые руки через стороны вверх – вдох; скрестить руки на груди, опустить расслабленно вниз – выдох, пауза. Повторить 3?4 раза.

Сидя

1. И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Откинуться на спинку стула. Диафрагмальное дыхание в течение 1 мин: на вдохе живот поднимается вверх, на выдохе – втягивается. Расслабить мышцы. Отдохнуть в течение 3 мин. Дыхание свободное.

Выполняя упражнения, старайтесь дышать не чаще 18 раз в минуту. Часто дыхание может вызвать головокружение и одышку и даже спровоцировать приступ бронхиальной астмы. Идеально, если частота дыхания при выполнении упражнений – 12?14 в минуту.

Если во время выполнения комплекса приступы удушья не возникают, можно приступить к занятиям ходьбой в зеленой зоне, лучше за городом. Ходить следует по возможности ежедневно в удобное время, натощак или через 2?3 ч после еды. Частота дыхания в начале тренировки не должна превышать 20 мин, частота сердечных сокращений (пульс) – 60 ударов.

Тренироваться можно на грунтовой или асфальтовой дорожке длиной 1000?2000 м (средний шаг человека, рост которого 160?170 см равен 60?70 см).

Начинать ходьбу рекомендуется в среднем темпе (80 шагов в минуту) и в первое занятие достаточно пройти 500 м. Постепенно в течение двух недель расстояние можно увеличить до 2000 м, а темп ходьбы до 110 шагов в минуту. Частота пульса не должна превышать 120 ударов в минуту. Если появится затрудненное дыхание, не пугайтесь, попытайтесь сами его снять. Для этого надо остановиться, сесть, лучше на скамейку и выполнить следующие упражнения.

1. Вдохнуть. Произнести на выдохе «пфф» при плотно сжатых губах: пауза. Повторить 4?5 раз.

2. Вдохнуть. Произнести во время выдоха при закрытом рте звук «мм», закрытый стон. Пауза. Повторить 5?6 раз.

3. Подушечками безымянных пальцев произвести растирание обеих сторон носа снизу вверх, в трех точках: на крыльях носа, выше крыльев носа и у корня носа. Длительность массажа каждой точки – 1 мин.

4. Указательным или большим пальцем надавить сверху вниз на заднюю поверхность грудины в области яремной ямки до появления умеренной боли.

Если через 2?3 мин дыхание нормализуется, давление можно ослабить. Длительность однократного массажа этой точки – до 5 мин.

Если указанные меры не помогли, следует воспользоваться лекарствами, которыми вы обычно купируете приступ удушья. Продолжать тренировку в этот день не следует, ее следует провести на следующий день при условии хорошего самочувствия.

Дыхательная гимнастика по Болотову

При дыхательной гимнастике надо произносить определенные звуки, и на выдохе сначала быстро проговариваются согласные: «ш», «щ», «з», «с». Затем, по мере выдыхания воздуха из легких, к ним присоединяются гласные звуки: «у», «а», «е», «и». Эти упражнения сначала делаются в течение нескольких сунд, а затем время их произношения постепенно увеличивается до полуминуты.

1. Быстрая фаза – «ш», медленная фаза ? «у»: «ш-ш-у-у-у-у-у».

2. Быстрая фаза – «щ», медленная фаза ? «а»: «щ-щ-а-а-а-а-а».

3. Быстрая фаза – «з», медленная фаза ? «е»: «з-з-е-е-е-е-е».

4. Быстрая фаза – «с», медленная фаза ? «и»: «с-с-и-и-и-и-и».

Соединение согласных и гласных звуков можно выбирать произвольно, так, как наиболее удобно.

В программу движения, помимо предложенных дыхательных упражнений, необходимо включать простой комплекс дыхательных упражнений.

Очищение внутренних органов при бронхиальной астме

Периодически (по 1 неделе каждый месяц) нужно также проводить курс очищения для улучшения работы печени, поскольку это наш главный фильтр, очищающий кровь от токсических веществ, которые в противном случае могут попасть в слизистую бронхов и вызвать приступ. Наиболее мягкий способ чистки печени – прием травяного сбора.

Взять по 1 ч. л. спорыша (горца птичьего), березового листа и кукурузных рылец. Залить смесь 1 стаканом кипятка. Настаивать, укутав, в течение 1 ч. Пить настой в теплом виде до еды – весь стакан в течение дня. Курс, как и говорилось ранее, – 1 неделя.

Средство обладает желчегонным действием, освобождает печеночные желчные протоки от застойной желчи, а значит, и стимулирует активность самой печени.

Улучшение работы печени помогает справиться с дисбактериозом, поддерживающим течение бронхиальной астмы.

«Казалось бы, весной, когда вся природа оживает, пробуждается, цветут цветы, у меня появляются слезотечение, чиханье, насморк, головные боли».

 

 

Популярные материалы Популярные материалы

 
 
Присоединиться
 
В Контакте Одноклассники Мой Мир Facebook Google+ YouTube
 
 
 
 
Создан: 28.02.2001.
Copyright © 2001- aupam. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.