Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.
 
 
 
Меню   Раздел Социальная реабилитация   Реклама
         
 
Поиск
 

Мой баннер
 
Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Статистика
 
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
 

Сравнительный анализ Европейских систем социальной защиты инвалидов

Европейская платформа реабилитации, Ян Спорен

1. Определения и задачи
Так же, как существует множество разных форм и видов инвалидности и пособий, существуют разные термины для описания разных явлений. Лишь в нескольких странах принят стандартный термин для общего, комплексного обозначения инвалидности, например, в Германии, Испании, Италии и Португалии.
Более того, существует комплексное описание инвалидности в контексте законодательных актов против дискриминации, например в Акте против дискриминации инвалидов в Великобритании. В связи с этим, однако, указывается, что, из-за отличающихся индивидуальных стремлений, целью не является стандартизация различных определений, которые можно найти в разных актах. Что касается политики устранения неравенства, комплексное описание инвалидности было включено в Шведский федеральный акт по устранению неравенства инвалидов, который пока не вступил в силу.
В соответствии с такими стандартизированными терминами, инвалидность появляется в случае функционального нарушения или в случае, когда какой-либо фактор ограничивает участие человека в жизни общества. В этом случае дается ссылка на «нормальную» степень активности или участия в зависимости от возраста, пола, или преобладающих социальных и культурных условий. В большинстве стран нет таких стандартизованных комплексных определений; там используются различные определения в виде условий, необходимых для получения пособий.
Как правило, в разных странах различают три основных вида нарушений: физические,
психологические и умственные. Иногда упоминаются другие виды нарушений, например сенсорные или психосоциальные, как, например, в Люксембурге. В этом случае, «нарушение» описывается как отклонение от принятого состояния здоровья, потеря навыков, поражение или аномалия. Степень инвалидности и условия проживания инвалидов (дома, в интернате и т.п.) также служат разграничивающим критерием в некоторых странах.
2. Формирование законодательства в сфере инвалидности
Законодательство в сфере инвалидности разных стран обычно регламентируется в нескольких, в некоторых случаях в многочисленных законах, относящихся к пособиям (например, в Дании, Франции, Исландии, Лихтенштейне, Португалии, Финляндии). Во Франции, Нидерландах и Финляндии законодательство в сфере инвалидности или реабилитационная система определяются как «комплексные». В Люксембурге используется термин «общепринятая политика»,
иллюстрирующий тот факт, что законы в пользу инвалидов относятся к самым разным сферам. В Австрии законодательство в сфере инвалидов считается «межведомственным вопросом». Однако в Италии, Ирландии, Португалии и Испании все же существует обстоятельное законодательство в сфере инвалидности.
- Критерии определения инвалидности
Соответственно, в различных правовых документах и положениях существует множество критериев для некоторых требований; ниже следует описание некоторых критериев:
Во-первых, прогнозируемая продолжительность нарушения является важным критерием для определения инвалидности, с одной стороны, либо заболеванием или последствием несчастного случая с другой стороны. В некоторых странах временные границы четко обозначены (например, шесть месяцев), в то время как в других странах говорится о предположительно долгой или постоянной инвалидности. Здесь отличается только Греция, в которой законы о пособиях применимы как к предположительно долговременным инвалидам, так и к людям, имеющим временное нарушение вследствие болезни или несчастного случая.
В некоторых странах законы о пособиях применяются в зависимости от причины или типа инвалидности (например, во Франции, Люксембурге, Финляндии). В этом случае используются два критерия: первый - степень нарушения или степень инвалидности (в Дании, Германии, Франции, Лихтенштейне, Люксембурге, Финляндии), и второй - возраст инвалида (в Ирландии, Люксембурге, Финляндии). Так, критерий для законов о пособиях, например в Бельгии и во Франции звучит как снижение или потеря самостоятельности среди пожилых людей. Другие критерии относятся к нарушению физических или умственных способностей (Дания, Бельгия, Франция, Люксембург), или
к снижению способности выполнять повседневные обязанности, к которым также относится снижение мобильности или потребность в помощнике (Лихтенштейн, Люксембург, Великобритания).
Недееспособность (невозможность работать) или неспособность зарабатывать (инвалидность) также являются критерием для определения инвалидности во многих странах (Дания, Франция, Лихтенштейн, Люксембург, Норвегия, Швейцария, Финляндия, Великобритания). Часто пенсии для людей, неспособных работать и зарабатывать (инвалидов), отличаются от пособий для людей, возможности которых ограничены (Дания, Норвегия, Франция, Лихтенштейн). В этом случае профессиональное обучение или профессия человека до появления инвалидности будет считаться критерием.
Некоторые страны в своих законах о пособиях четко обозначают последствия инвалидности. В частности, данный аспект подчеркивают в Дании, Португалии и Швейцарии. В Датской системе, например, берется «социальная модель» и учитывается общее положение инвалида, а не только отдельные категории инвалидности. В Португалии, например, пособия назначаются не только на основании различных видов инвалидности, но и на основании бедственного положения в связи с нарушением. Швейцарский акт «BehiG», который пока не вступил в силу, нацелен, среди прочего, на изменение факторов окружающей среды, которые будут полезными не только для инвалидов. В Акте учитываются те последствия инвалидности, которые возникают в случае взаимодействия с окружающей средой. В других странах назначение пособий происходит на основании разных факторов, и кроме вышеупомянутых последствий инвалидности, также учитываются причина и тип инвалидности, возраст или образование.
- Организация
В большинстве стран за проведение политики по работе с инвалидами отвечают Министерства социальных дел. За профессиональную реабилитацию часто несет ответственность Министерство труда. В некоторых странах политика в сфере инвалидности регулируется на федеральном уровне, например, в Бельгии, Германии, Австрии и Швейцарии. Несмотря на то, что в этих странах Федерация несет полную ответственность и имеет законодательную власть, некоторые аспекты помощи инвалидам и системы реабилитации остаются в компетенции Федерального государства, где принимаются Федеральные акты. Другими словами, существуют отдельные сферы компетенции. В зависимости от вида, пособия распределяются либо на муниципальном или региональном уроне, либо на государственном уровне.
- Страховые пособия, например пенсия по инвалидности, и в связи с этим, пособия на профессиональную реабилитацию, обычно регулируются государственным учреждениями. Исключение составляют только Лихтенштейн и Швейцария, где страхованием от несчастных случаев и медицинским страхованием занимаются частные организации, имеющие государственную лицензию.
- В большинстве стран профессиональной ре-интеграцией безработных инвалидов занимаются городские центры занятости.
- Медицинские пособия для инвалидов могут подпадать под категорию здравоохранения или страхования от несчастных случаев (в Германии, Лихтенштейне, Люксембурге), либо выдаваться городскими общественными учреждениями здравоохранения (Дания, Финляндия).
- Солидарные пособия в виде предоставления социального обслуживания или, в некоторых случаях, в виде выплат материальных средств, в основном назначаются на региональном или муниципальном уровне.
Таким образом, различные реабилитационные или обеспечивающие учреждения несут ответственность за разные виды пособий. Это могут быть национальные учреждения или публичноправовые корпорации (страховые пособия), либо правительственные учреждения - центры занятости или отделы социального обеспечения (солидарные пособия). Часто социальные услуги и услуги здравоохранения предоставляются частными организациями на контрактной основе.
- Координация и сотрудничество
Из-за вышеупомянутой сложности законодательства в сфере инвалидности некоторые страны приняли законы, регулирующие конкретные положения социальных законов на благо инвалидов, координируя выплату пособий, распределяя сферы ответственности и налаживая взаимодействие. Такие законы служат рамками для законов о пособиях (Германия, Испания, Франция, Лихтенштейн, Люксембург, Австрия, Финляндия). В Нидерландах Министерство здравоохранения и социального обеспечения состоит в комитете и сотрудничает с четырьмя другими министерствами. Комитет обсуждает вопросы формирования, развития и координации государственной политики в сфере инвалидности. В Португалии Национальный Секретариат реабилитации и интеграции, созданный в
рамках Министерства социальной защиты и труда, координирует и разрабатывает национальную политику по профилактике, реабилитации и интеграции инвалидов.
В Бельгии и Исландии, с другой стороны, не существует формально учрежденных процедур, координирующих политику по работе с инвалидами. В Бельгии, тем не менее, существуют различные неформальные меры по обеспечению согласованной политики в сфере инвалидности, тогда как в Исландии формальное взаимодействие двух Министерств не считается необходимым, так как каждое Министерство отвечает за отдельные сферы. В Лихтенштейне возникает проблема пособий, которые частично совпадают в разных сферах, в результате чего пособия могут выдаваться дважды, либо их выплата будет задержана в связи с необходимостью проверки, не было ли данное пособие уже выплачено. Можно предположить, что такие побочные явления могут возникать в сложных структурированных системах и других стран. Тем не менее, в Дании и Исландии изначально исключают появление таких проблем.
3. Пособия
Комплексные системы социальной поддержки, существующие в разных странах, заключаются в предоставлении самых различных пособий. Мы разберем некоторые основные вопросы, благодаря чему нам не придется приводить детальные разъяснения каждого отдельного пособия в соответствующих странах. Выделяются несколько видов пособий: страховые пособия, компенсация особых расходов и пособия на реабилитацию.
- Сохранение дохода
Сохранение дохода представляет собой денежное пособие, которое выплачивается, с одной стороны, в виде дополнения к зарплате работника-инвалида (во Франции), либо для поддержания дохода (временного) в виде переходного пособия в течение прохождения реабилитации (в Германии, Исландии, Швейцарии, Финляндии). Инвалиды, которые не работали или перестали работать из-за своей инвалидности, получают постоянное пособие для поддержания дохода.
В этой ситуации применимы как страховые пособия, так и пособия по поддержания достаточного уровня дохода. В некоторых странах четко указывается, что необходимым условием для получения постоянных пособий является тот факт, что все возможные меры по ре-интеграции были исчерпаны (в Дании, Швейцарии, Финляндии). В Норвегии предлагается разделить пенсию по инвалидности на постоянное и временное пособие. Временное пособие выплачивается в том случае, если есть надежда вернуться на работу. В некоторых странах гарантированный минимальный доход связан с активной позицией. В Дании, Италии или Люксембурге, например, усилия самого человека по обеспечению средств к своему существованию путем выполнения посильной работы считается необходимым условием для выплаты пособий по обеспечению минимального дохода или социальной пенсии.
- Компенсация
Во многих странах выплачиваются компенсационные пособия на особые расходы, например, фармацевтические товары, медицинские препараты, приспособления (Дания, Исландия, Финляндия, Швейцария, Швеция), либо на компенсацию затрат на личного помощника, в виде пособий по уходу (Швейцария, Великобритания). Такие компенсационные пособия часто привязаны к конкретным условиям: в Испании, например, пособие на перемещения или компенсация транспортных издержек зависит от степени инвалидности и от дохода. В Норвегии базовое пособие (на покрытие особых расходов) и пособие по уходу уменьшаются в том случае, если они выплачиваются в дополнение к пенсии по государственному страхованию. В Швейцарии пенсии по инвалидности, которые должны обеспечивать все базовые потребности человека, дополняются в зависимости от дохода дополнительными пособиями, которые выплачиваются в кантонах. В Исландии пособие по инвалидности, которое выплачивается как дополнение к пенсии по инвалидности (оба пособия зависят от степени инвалидности) зависит от дохода. Во Франции, компенсационное пособие зачитывается в счет других пособий или пенсий. И, наконец, в Португалии, пособие на получение специального образования варьируется в зависимости от дохода.
Индивидуальные бюджеты представляют собой особую форму компенсационных пособий, которые дают людям возможность самостоятельно организовать оказание помощи и собственного обслуживания. В Бельгии и Нидерландах, например, индивидуальный бюджет выдается по требованию, либо выдается конкретной группе людей.
Реабилитация
Многочисленные пособия выплачиваются на реабилитацию или ре-интеграцию инвалидов. В связи с этим, в некоторых странах проводят различие между профессиональной и медицинской реабилитацией, в то время как в других странах различают профессиональную, медицинскую и социальную реабилитацию.
Значимость профессиональной реабилитации акцентируется в следующих аспектах:
- Проф.подготовка, в частности возможность получения проф.образования, прохождения курсов, трудоустройство в обществах работы для инвалидов.
- Поддержка мер по приспособлению рабочего места.
- Рекомендации для агентств по трудоустройству и для самого человека.
- Субсидии для работодателей, которые принимают на работу инвалидов, а также система квот, по которой компании должны принять на работу определенный процент инвалидов.
За проведение медицинской реабилитации отвечают либо организации долгосрочного медицинского страхования и страхования от несчастных случаев, либо учреждения здравоохранения. задачи медицинской реабилитации включают обычное медицинское обслуживание: лечение, санитарный транспорт и фармацевтические препараты, а также обеспечение вспомогательных средств, особого лечения и обучения.
Наконец, пособие по социальной реабилитации может представлять собой особый вид помощи, например, уход или консультирование, которые улучшают способности человека к взаимодействию с окружающей средой; создание возможностей, которые помогут инвалидам стать наиболее самостоятельными, а также обеспечение вспомогательных устройств и препаратов. С другой стороны, социальную реабилитацию можно рассматривать как общий термин для вышеперечисленных разных сфер. Сюда входят как пособия по поддержанию дохода, компенсация особых расходов, так и пособия по профессиональной реабилитации.
4. Участие в жизни общества
В течение Европейского Года Инвалидов одним из центральных вопросов был вопрос участия инвалидов в жизни общества и равные возможности для инвалидов. Эта цель поддерживается через согласование правовой структуры, с одной стороны, и через целевые программы и реформы, с другой стороны.
- Правовая структура
Как правило, в конституциях стран запрещается дискриминация, среди прочих признаков, и по признаку инвалидности. В Люксембурге и Финляндии, например, общий запрет на дискриминацию поддерживается санкциями, прописанным в уголовном законодательстве (в Нидерландах также планируется ввести такие санкции). К тому же, защитить инвалидов от проявлений дискриминации можно путем принятия конкретных законодательных актов, запрещающих дискриминацию, таких, которые уже существуют во Франции и Великобритании, и готовятся к принятию в Бельгии, Испании и Норвегии. В связи с этим, в Исландии, например, существует Акт об инвалидности 1992 года, в котором прописан принцип анти - дискриминации.
Более того, в германии, Ирландии и Швейцарии, например, существуют конкретные акты о равных возможностях для инвалидов. В новой конституции Греции, которая была принята в 2001 году, есть указание на обязанность государства заботиться об инвалидах. В Швеции, например, в 2000г. принят национальный план действий, в котором четко прописаны задачи в сфере инвалидности.
- Меры
Законоположения должны обеспечивать доступ к образованию и трудоустройству, услугам и товарам, зданиям и транспорту таким образом, чтобы на пути людей не стояли барьеры, и равный доступ был гарантирован всем. В этом случае, следует упомянуть подход, в рамках которого вопросы инвалидности решаются на всеобщем уровне во всех сферах. Более того, особое внимание уделяется подходу приведения к стандарту; данный подход включает меры, способствующие:
- Участию на рынке труда;
- Устранению барьеров в общественных местах;
- Реализации принципа «амбулаторное лечение вместо стационарного лечения» и созданию возможностей для проживания в малых общинах;
Улучшению качества социального обслуживания путем введения стандартов и сертификации.

 

 

Популярные материалы Популярные материалы

 
 
Присоединиться
 
В Контакте Одноклассники Мой Мир Facebook Google+ YouTube
 
 
 
 
Создан: 28.02.2001.
Copyright © 2001- aupam. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.