Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.
 
 
 
Меню   Раздел Социальная реабилитация   Реклама
         
 
Поиск
 

Мой баннер
 
Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Статистика
 
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
 

Буква Б - Справочник по комплексной реабилитации инвалидов

Базальные ганглии - подкорковые узлы, принадлежащие конечному мозгу; представляют собой скопление нейронов, прилежащих к стенке боковых желудочков; связаны с корой через корково-таламические волокна, с лимбическими структурами. Рассматриваются как полифункциональная структура, участвующая в работе многих системных механизмов мозга, в частности, в механизмах внутрицентральной регуляции, а также в механизмах интеграции различных врожденных реакций (пищевых, оборонительных, половых и др.), составляя важную часть нервного механизма мотивации и эмоций.
Баллизм - непроизвольные, насильственные размашистые и бросковые движения одноименных конечностей с одной или двух сторон.
Бальнеотерапия (лат. balneum - купание и греч. therapeia - лечение) - метод лечения, профилактики и восстановления нарушенных функций организма природными и искусственно приготовленными минеральными водами. Основу бальнеотерапии составляет наружное (общие и местные ванны, вытяжение позвоночника в воде, купание и плаванье в лечебных бассейнах и др.) применение и прием минеральной воды внутрь (питьевое лечение, орошение кишечника, капельные клизмы, промывание желудка). Минеральная вода при концентрации соли выше 10 г/л способствует изменению функционального состояния рецепторов кожи; газы, растворенные в минеральных водах, проникают через кожу в клетки и ткани организма; давление слоя воды на кожу способствует протеканию указанных процессов; кроме того, при приеме ванн изменяется теплоотдача организма.
Бандаж - устройство для удержания и коррекции положения брюшной стенки и внутренних органов.
Бартель-индекс (индекс Бартела) - функциональная шкала, применяемая преимущественно в неврологической реабилитации, учитывающая в основном самостоятельность пациента при приеме пищи, в передвижении, уходе за телом, отправлении естественных потребностей. Социальные и интеллектуальные способности в этой шкале не учитываются.
Барьер психологический - психическое состояние, проявляющееся как неадекватная пассивность, препятствующая выполнению тех или иных действий, - внутреннее препятствие психологической природы: нежелание, боязнь, неуверенность и пр. Часто появляется в деловых и личных взаимоотношениях, мешая установлению открытых и доверительных отношений. Эмоциональный механизм психологических барьеров состоит в усилении отрицательных переживаний и установок, ассоциированных с поставленной задачей (стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки). В социальном поведении психологические барьеры представлены трудностями коммуникации (барьерами общения), проявляющимися в отсутствии эмпатии, в ригидности межличностных социальных установок.
Барьер смысловой - взаимное непонимание между людьми, возникающее при общении как следствие того, что участники общения приписывают одним и тем же событиям разный смысл и видят в их глубине разную мотивацию. Несовпадение смыслов высказываний, просьб, приказов и прочего создает препятствие для развития взаимодействия партнеров. Особенно выражено смысловые барьеры проявляются во взаимоотношениях взрослых и детей, когда ребенок, даже понимая правильность требований взрослого, не принимает их, если они игнорируют его взгляды, ценности, систему его личностных смыслов.
Бегство в болезнь - согласно 3. Фрейду, понятие, фиксирующее и объясняющее причины и механизм ряда психических заболеваний и невротических расстройств, особенно неврозов. Для бегства в болезнь характерно наличие неосознаваемого стремления к заболеванию и погружению в болезнь как средство и способ защиты от конфликта и реальности. Выступает как способ замещения недостающего удовлетворения путем регрессии.
Безбарьерная среда жизнедеятельности (доступная среда жизнедеятельности, среда жизнедеятельности, доступная для инвалида) - обычная среда, окружающая человека, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая лицам с ограниченными возможностями вести независимый образ жизни. Законодательно установленные нормативы приспособления градостроительной среды к потребностям инвалидов предусматривают:
- специально оборудованные для инвалидов квартиры;
- специальные жилые дома с комплексом социально- бытовых услуг;
- приспособления и оборудование, облегчающее передвижение инвалидов на колясках в жилых и общественных зданиях в виде широких дверных проемов, широких лифтовых кабин и входов в лифты, пандусов, поручней и т.д.;
- специально приспособленные для инвалидов транспорт, тротуары, подземные переходы и т. д. в виде низких бордюрных камней, пандусов в подземных переходах, создание островков безопасности на оживленных транспортных магистралях;
- оснащенность средствами звуковой и световой сигнализации автобусных остановок, переходов, транспортных развилок, вокзалов, аэропортов, учреждений торговли и социально-бытового обслуживания и других объектов.
Безработица - многоаспектное социально-экономическое явление, присущее обществу с рыночной экономикой, когда часть трудоспособного населения, незанятая в производстве товаров и услуг, не может реализовать свою рабочую силу на рынке труда из-за отсутствия подходящих рабочих мест и лишается вследствие этого заработной платы как основного источника необходимых средств к жизни.
Безработный - трудоспособный гражданин, который не имеет работы и заработка, зарегистрированный в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы.
Беседа клиническая - метод получения информации посредством устного опроса пациента и проведения терапевтической беседы при оказании психологической, психотерапевтической, психиатрической, медицинской, социально-реабилитационной помощи. В клинической психологии и комплексной реабилитации применяется для помощи пациенту в осознании им своих внутренних затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения. Существенная предпосылка успешности клинической беседы - установление позитивных личных отношений между участниками беседы.
Библиотерапия - использование специально подобранных книг, в первую очередь художественных, как терапевтического средства в лечении больных, страдающих от эмоциональных проблем или умственных расстройств. Основана на использовании систематического чтения для улучшения психологического состояния пациента. Психотерапевт подбирает для пациента литературу, специально ориентированную на его круг жизненных проблем. После прочтения происходит совместный разбор содержания. При этом подбор книг осуществляется как на основе клинической картины заболевания, так и при учете познавательных способностей и эстетических критериев пациента. Основными целями данного метода выступают достижение лучшего понимания пациентом своих проблем, расширение возможностей их вербализации этих проблем и включение их в контекст общественно выработанного опыта. Благодаря этому возникает чувство солидарности с другими. Библиотерапия часто используется в социальной работе в групповой терапии. См. также Библиотерапия в реабилитации, Коррекционное чтение.
Библиотерапия в реабилитации - направление социокультурной реабилитации, специальное коррекционное воздействие на лицо с ограниченными возможностями с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния; отличается от библиотерапии как направления психотерапевтической деятельности и более соответствует понятию коррекционное чтение (см. Библиотерапия, Коррекционное чтение); осуществляется через художественное чтение, дискуссии, литературные вечера, встречи с авторами и литературными персонажами, тренинг-конкурсы на скорочтение, литературные и поэтические клубы, выставки книг, работу читального зала. При всем многообразии форм психологи рекомендуют реабилитацию посредством библиотерапии проводить в три этапа: присутствие инвалидов на общих мероприятиях в качестве пассивных, но заинтересованных участников; организация взаимодействия инвалидов и стимулирование их активности; выступление инвалидов в качестве авторов творческих работ или основных действующих лиц, т. е. выступление их в социально значимой роли. Реабилитационный резерв проявляется во влиянии на формирование осознания инвалидами своих проблем, расширении компенсаторных возможностей удовлетворения информационных потребностей, налаживании коммуникативных связей с единомышленниками, творческом соотнесении своей личности с персонажами литературных произведений, приобщении к отечественному и мировому культурному наследию, развитию речевых возможностей (особенно у людей с проблемами речи и нарушения общения).
Бинарный слух - процесс слухового восприятия, построение картины мира с помощью звуковой информации, поступающей через оба уха. За счет различий основных характеристик звуковых сигналов, поступающих на разные уши, происходит локализация источника звука в пространстве: звуковой образ смещается в сторону более сильного или ранее пришедшего звука. Наибольшая точность при этом достигается при интенсивности сигналов, равной 70-100 дБ над порогом слышимости.
Бинокулярное зрение - процесс видения, в котором принимают участие оба глаза, при этом получаемые изображения сливаются в одно, соответствующее рассматриваемому предмету, что обеспечивает объемное (стереоскопическое) восприятие. Нарушение бинокулярного зрения затрудняет пространственную ориентацию (оценку глубины, взаиморасположения предметов и их удаленности от наблюдателя).
Биологическая обратная связь - метод медицинской реабилитации, при котором человеку с помощью электронных приборов мгновенно и непрерывно предоставляется информация о физиологических показателях деятельности его внутренних органов посредством световых или звуковых сигналов обратной связи. Опираясь на эту информацию, человек может научиться произвольно изменять эти, в обычных условиях не ощущаемые, параметры (см. Метод биологической обратной связи).
Биореабилитация - см. Метод биологической обратной связи.
Биоритмы психической активности человека - см. Активность психическая.
Бихевиоризм (от англ. behavior - поведение) - направление в психологии, которое поведение человека понимает как совокупность реакций организма на воздействие внешней среды, на набор фиксируемых стимулов. Развившаяся в рамках бихевиоризма теория социального научения выдвигает положение о том, что поведение управляется тремя отдельными, но взаимодействующими регулирующими системами (Bandura, 1977). Это внешние стимулирующие события, внешнее подкрепление и, самое главное, промежуточные когнитивные процессы.
Когнитивная модификация поведения подразумевает анализ интерпретации личностью своего жизненного опыта. Согласно данному подходу, влияние средовых событий на поведение в большой степени зависит от когнитивных процессов, определяющих, каким именно средовым факторам уделяется внимание и как они интерпретируются индивидом.
На теориях социального научения и когнитивной модификации поведения основана поведенческая терапия (см. Поведенческая терапия), которая использует принципы, развитые в экспериментальной и социальной психологии.
Благотворительность - добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Признание социальной значимости благотворительности может выражаться в предоставлении льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей, других льгот, финансировании на конкурсной основе благотворительных программ и размещении государственных и муниципальных социальных заказов.
Блефароспазм - см. Гиперкинез.
Близорукость (миопия) - нарушение преломляющей способности глаза. При близорукости параллельные лучи света, преломляясь в глазу, соединяются впереди сетчатки. При этом на сетчатке образуется расплывчатое изображение и предметы различаются неясно.
Блоки мозга - структурно-функциональная модель мозговой локализации высших психических функций человека (ВПФ), разработанная А. Р. Лурией, каждая из которых выполняется за счет работы трех мозговых блоков. Первый блок - блок регуляции уровня общей и избирательной активации головного мозга - образован неспецифическими структурами ретикулярной формации ствола мозга, структурами среднего мозга, диэнцефальных отделов лимбической системы, медиобазальными отделами коры лобных и височных долей мозга. Второй блок - блок приема, переработки и хранения модально-специфической информации - образован основными анализаторными системами (зрительной, слуховой, кожно- кинестетической), корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий. Третий блок - блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической функции, обеспечивающий формирование мотивов деятельности и контроль за результатами деятельности посредством большого числа двусто-ронних связей с корковыми и подкорковыми структурами, — образован моторными, премоторными и префронтальными отделами коры больших полушарий.
Бобат-терапия - метод работы с детьми, имеющими двигательные нарушения; предложен супругами Карлом и Бертой Бобат в 30-х гг. XX в. В его основе лежат принципы активации двигательных способностей пациента через специфические технологии подавления, облегчения и стимуляции нейрофизиологического обеспечения двигательной сферы. Одна из задач в концепции Бобат - минимизировать хирургическое вмешательство с целью моторного переобучения ребенка, не отвергая его полностью. Существенным является то, что ребенок и его ближайшее окружение должны активно участвовать в реабилитационном процессе, который, в свою очередь, должен приводить к реальным результатам для ребенка. При этом основные нервно-мышечные функции должны развиваться в соответствии со стадией физиологического развития ребенка.
Сущность концепции Бобат состоит в следующем:
- акцент на качестве движения;
- акцент на долгосрочный результат;
- опора на индивидуальные особенности ребенка;
- готовность работать с любой дезорганизацией движений;
- пациент рассматривается как единое целое с позиции его окружения, психологических особенностей, мотиваций, степени патологических изменений, сопутствующих заболеваний, анамнеза и т. д.;
- обучение методу Бобат родителей и активное их участие в реабилитации;
- возможность применения метода при работе группой.
Болезненность (распространенность заболевания) - число больных с изучаемым заболеванием, которое имеется в определенной популяции в данное время; рассчитывается на 100, 1 000, 10 000, 100 000 населения, иногда рассчитывается процентное содержание.
Болезни культи - патологическое состояние структур (кожа, мышцы, сосуды, нервные стволы), окружающих усеченную конечность, препятствующее или затрудняющее функциональное протезирование. См. также Пороки культи.
Болезнь - нарушение нормальной жизнедеятельности организма, возникшее при действии на него повреждающих факторов или обусловленное пороками развития или генетическими дефектами; как правило, наступает ограничение трудоспособности и самообслуживания.
Болезнь Альцгеймера - прогрессирующая деградация мозга, во многих соотношениях сопоставимая с ускоренным его старением, является наиболее частой причиной прогрессирующей деменции. Начало болезни постепенное, основные проявления: прогрессирующая деменция, часто сочетающаяся с апраксией и нарушением речи; больные жалуются на снижение памяти, становятся неряшливыми, неспособными справиться с профессиональными и семейными обязанностями, изредка наблюдаются эпилептические припадки. По мере прогрессирования заболевания развивается полная деградация, больные не узнают своих друзей, становятся беспокойными, бесцельно блуждают. Прогрессируют нарушения речи, от парафазической болтливости она сокращается до отдельных слов и фраз. Движения становятся стереотипными, иногда развивается спастический паралич конечностей и контрактуры. Длительность заболевания от 1 года до 15 лет. См. также Старческое слабоумие.
Болезнь Бехтерева (анкилозирующий спондилоартрит) - первичное хроническое поражение синовиальных оболочек межпозвонковых, реберно-позвонковых и крестцово-позвонковых суставов, часто наследственного происхождения. Болезнь проявляется в значительном ограничении движений в позвоночном столбе («одеревенелость» позвоночника, его «палкообразное» выпрямление), вынужденной позе, искривлении позвоночника, атрофии мышц спины, затруднении дыхания, общей слабости, сонливости, раздражительности, похудении. Среди инвалидов с болезнями суставов 16% составляют больные с анкилозирующим спондилоартритом. Прогноз неблагоприятный.
Болезнь Литтля (спастическая диплегия) - одна из форм ДЦП; выражается в параличе конечностей, преимущественно ног, вызванном нарушением иннервации при поражении определенных участков головного мозга вследствие родовых травм, асфиксии новорожденных и т. п. Нередко сочетается с речевыми нарушениями, преимущественно дизартрией, реже моторной алалией. Около 30% детей с болезнью Литтля имеют нарушения в интеллектуальной сфере, главным образом легкую дебильность. В качестве вторичного нарушения нередко возникает задержка психического развития, которая при своевременно начатой и правильной коррекционно- воспитательной работе компенсируется к началу школьного возраста.
Болезнь Паркинсона (дрожательный паралич, идеопатический паркинсонизм) - хроническое прогрессирующее заболевание центральной нервной системы, характеризующееся расстройствами в двигательной сфере. Возникает обычно в возрасте 45-70 лет в результате травм и опухолей мозга, отравлений, перенесенного энцефалита; при этом поражаются подкорковые структуры головного мозга (паллидо-нигральная система). Типичные симптомы: дрожание рук и ног, повышенный мышечный тонус, слюнотечение, амимия, замедленность движений и речи. См. также Паркинсонизм.
Боль - системная реакция организма в виде резко неприятного субъективного эмоционального напряжения, возникающего в ответ на повреждающее воздействие. Болевые ощущения развиваются в ответ на раздражение специфических рецепторных окончаний, которые реагируют на различные раздражители (например, кожные болевые рецепторы воспринимают разрез, находящиеся во внутренних органах - давление, растяжение). По периферическим нервам болевые импульсы проводятся в основном А-гамма, А-дельта и С-волокнами. Толстомиелиновые волокна группы А обеспечивают представление о характере и локализации поражения. Раздражение тонких волокон группы С вызывает недифференцированные длительные неприятные болевые ощущения. Болевой синдром сопровождается обычно рядом объективных сдвигов, особенно вегетативно-эндокринных (учащение пульса, подъем артериального давления и пр.) и биохимических. Значительная роль в механизме боли (ноцицепции) принадлежит неспецифическим путям, лимбико-ретикулярному комплексу и лобным долям. В головном мозге имеется особая антиноцицептивная система, представленная прежде всего опиатными рецепторами и эндорфинами - особыми веществами, обладающими морфиноподобным действием.
В зависимости от локализации боли принято различать висцеральную боль, обусловленную патологией внутренних органов, и соматическую, которую подразделяют на поверхностную (кожную) и глубокую (исходящую от мышц, связок, костей, соединительной ткани).
Исключительно велико клиническое значение боли как симптома нарушения нормального течения физиологических процессов. С позиции эмоционального переживания болевое ощущение гнетуще и тягостно, подчас переходит в страдание; служит стимулом разнообразных оборонительных реакций, направленных на устранение внешних или внутренних раздражителей, обусловивших появление боли. Хотя боль и сигнализирует об опасности поражения или заболевания, сильная и продолжительная боль при хронических заболеваниях утрачивает свою полезную сигнальную функцию, вызывает перенапряжение, а затем истощение нервно-психических функций.
Люди обладают различной толерантностью к боли, что зависит от преморбидных особенностей и психоэмоционального состояния человека. В период резкого возбуждения, экзальтации восприимчивость к боли значительно уменьшается. Болевые ощущения в известной мере поддаются влиянию высших психических процессов, зависимых от таких личностных особенностей, как направленность, убеждения, ценностные ориентации.
Большой эпилептический припадок - см. Эпилепсия.
Бомж - гражданин, не имеющий определенного места жительства.
Брайля шрифт - рельефно-точечный шрифт для письма и чтения слепых, разработанный в 1829 г. французским незрячим тифлопедагогом Л. Брайлем. Адаптирован к различным языкам и получил всемирное распространение, вытеснив менее совершенные виды рельефного шрифта. Состоит из комбинации выпуклых точек от одной до шести, с помощью которых изображаются различные знаки: буквы алфавита, цифры, знаки препинания, математические и химические формулы, нотные знаки.
Бранкоу-терапия - физиотерапевтический метод лечения нервно-мышечных расстройств, разработанный Росвитой Бранкоу на основе многолетней практики в клинике. Она ушла из жизни в 1977 г., так и не опубликовав своих работ. Результаты ее наблюдений были использованы доктором Войта. После смерти Бранкоу рабочая группа, названная в ее честь, сохранила ее метод. В 1978 и 1983 гг. этот метод был опубликован ее последователями и в переводе приблизительно означает «направленное давление».
Данное лечение направлено на стимуляцию нормальных или восстановленных двигательных паттернов, закрепление их на автоматическом уровне с помощью активации всех мышц организма, ответственных за прямохождение. Это достигается с помощью максимального дорсального сгибания рук и ног, в результате чего оказывается давление на запястья и пятки. Данные проприоцептивные стимулы воздействуют на взаимное сжатие, которое передается телу через верхние и нижние конечности. Посредством особых манипуляций, вызывающих так называемое направленное давление, активизируются определенные группы мышц, обеспечивающие симметричность тонуса всей мускулатуры, ответственной за выпрямление тела и распрямление позвоночника.
Теория предполагает, что активация мышечного тонуса с помощью рук и ног стимулирует физиологические и управляемые реакции мышц, обеспечивающих прямое положение тела в его смежных частях, подвергающихся терапевтическому воздействию. С точки зрения анатомии, данные линейные мышечные сокращения - результат взаимодействия групп мышц, волокна которых, по преимуществу, проходят диагонально. Вентрально и дорсально волокна организованы в противоположных направлениях и, таким образом, они действуют антагонистически. Цель этих мышечных сокращений - выпрямить тело.
Прямая осанка и походка поддерживаются посредством антагонистических взаимодействий брюшных и спинных мышц, которые создают баланс позвоночного столба и туловища. Предварительным условием для правильного выполнения этой задачи является нормальная иннервация, необходимая для координированных и соразмерных мышечных сокращений. Двигательные нарушения, вследствие дисфункции мышц, поддаются коррекции выравниванием мышечного тонуса и устранением двигательного дисбаланса. Это физиологический процесс для здорового человека и физиотерапевтический - для человека, имеющего двигательные нарушения.
Бред - это стойкое ложное убеждение, не соответствующее действительности и не поддающееся коррекции и воздействию логических доводов противоположного.
Брейнстроминг - см. Атака мозговая.
Бригадный метод работы (командный метод работы) - бригадный подход обоснован, прежде всего, тем, что ни один участник реабилитационной команды не в состоянии воспринимать всю полноту информации о подопечном в окружающей его действительности. Каждый член бригады дополняет усилия других и совместно принимает оптимальное решение, в результате обеспечивается воздействие на все уровни поражения - биологический, личностный и социальный. В процессе работы устанавливается межпрофессиональное взаимодействие (см. Межпрофессиональное взаимодействие).
В процессе работы происходит:
- согласование профессиональных позиций, в том числе - на уровне ценностей;
- разработка единой позиции по отношению к конкретному случаю, а также по отношению к процессу реабилитации в целом; к ее отдельным компонентам: согласование методов влияния, содержания и организации деятельности, в которую включается клиент, характера общения с ним и т. д.;
- обмен полученной информацией о состоянии здоровья и социального функционирования клиента, его поведении, общении с другими людьми, позитивных для помогающего процесса и негативных чертах его характера и т. д.
- запрос одного специалиста к другому, использование информации о клиенте, добытой одним специалистом в деятельности другого;
- совместная деятельность (каждый специалист своими методами, со своих позиций участвует вместе с другими в решении той или иной задачи социальной реабилитации клиента), взаимодействие и взаимопомощь.
Брока центр - центр моторной речи, расположенный в задней части нижней лобной извилины левого полушария мозга у правшей, при его поражении возникает эфферентная моторная афазия.
Брунстром-терапия - метод двигательной реабилитации, при котором, в противоположность Бобат-терапии, используют имеющиеся у пациента патологические синергии и рефлексы, дающие инициацию движений на противоположной стороне. Одновременно используются дополнительные стимулы раздражения кожи, усиливающие реакцию мышц.
Булимия (полифагия) - патологическое повышение потребности в пище, приводящее к ожирению, ненасытный аппетит.
Бюро медико-социальной экспертизы (Бюро МСЭ) - структурные подразделения Государственной службы медико- социальной экспертизы (см. Государственная служба медико- социальной экспертизы), которые проводят медико-социальную экспертизу больных с различными заболеваниями, дефектами и последствиями травм. В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности образуются бюро общего профиля, специализированного профиля (психиатрического, онкологического, туберкулезного и пр.) и смешанного профиля. Для проведения медико-социальной экспертизы лиц в возрасте до 18 лет могут образовываться бюро специализированного профиля.
В штатный норматив бюро МСЭ входят специалисты, принимающие экспертное решение (три врача различных специальностей), а также, специалист по реабилитации, специалист по социальной работе и психолог. При необходимости в штатный норматив бюро могут быть введены врачи-педиатры, специалисты по функциональной диагностике, по профориентации, по эргономике, физиологии труда, педагог, сурдопереводчик и другие специалисты.
Бюро МСЭ - см. Бюро медико-социальной экспертизы..

 

 

Популярные материалы Популярные материалы

 
 
Присоединиться
 
В Контакте Одноклассники Мой Мир Facebook Google+ YouTube
 
 
 
 
Создан: 28.02.2001.
Copyright © 2001- aupam. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.