Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.
 
 
 
Меню   Раздел Трудоустройство   Реклама
         
 
Поиск
 

Мой баннер
 
Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Статистика
 
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
 

Глава 1. Государственная политика в отношении людей с инвалидностью

В Российской Федерации решение проблем интеграции инвалидов в активную общественную жизнь является одной из самых актуальных государственных задач. К этому подталкивает и всё возрастающее количество инвалидов в нашей стране (приближается к 8% граждан), и складывающиеся экономическая и демографическая ситуации, когда на фоне низкой рождаемости и общего старения общества всё труднее становится содержать людей, находящихся на иждивении государства.
При системе, существовавшей в советский период, инвалидность давала официальную возможность гражданину пользоваться большим количеством различных льгот, а многим - не работать и жить за счёт достаточно приемлемой по размеру пенсии. Сама инвалидность рассматривалась исключительно, как ограничения человека в возможности работать из-за проблем со здоровьем. Интеграция инвалидов в общественную жизнь, совершенно не использовались в качестве инструментов государственной политики. Свидетельством этому служит и то, что единственными специалистами по проблемам инвалидности во времена Советского Союза были "дефектологи", а исследования в этой сфере назывались "дефектологией", то есть "изучение дефектов". Надо отметить, что во многих высших учебных заведениях до сих пор развивается это направление, и выпускаются специалисты, ориентирующиеся в своей работе с инвалидами исключительно на медицинские составляющие их ограничений.
Другой особенностью отношения к людям с инвалидностью в Советском Союзе стала их изоляция от общества. Была даже практика принуждения их к проживанию в специальных учреждениях социальной защиты. Возможность работы обеспечивалась только на специальных предприятиях ВОС, ВОГ (с относительно недавнего прошлого и ВОИ), а учиться можно было исключительно в стационарных учреждениях (интернатах). В результате инвалиды оказались отделены от других граждан во многих аспектах социальной жизни, в частности, в рамках образования, трудоустройства, культуры и т.д.
Сами люди с инвалидностью, в большей степени общались только с инвалидами, имеющими аналогичные физические ограничения (общества глухих, общества слепых и т.д.) К этому их также подталкивала позиция государства: ведь инвалидов не просто направляли для учёбы и работы в специализированные учреждения, но и дифференцировали в зависимости от медицинских диагнозов. То есть, были отдельные интернаты для детей с нарушением опорно- двигательного аппарата, детей с проблемами слуха, и т.д.; разные предприятия, где трудились незрячие, инвалиды по слуху, и пересекаться этим людям было практически негде.
Стоит ещё отметить, что инфраструктура городов, обычных предприятий и учебных заведений, а также общественный транспорт не предусматривали возможность свободного передвижения для незрячих людей и для инвалидов, пользующихся колясками. Доступ к информации для отдельных категорий инвалидов, также оказался сильно ограниченным. Это касается и телевизионных программ без сурдоперевода, и многих сугубо практических вещей, например, дублирование табличек в учреждениях на языке Брайля или возможность общения с продавцом в магазине на жестовом языке. Абсолютно никаких перспектив не было у людей с ментальной инвалидностью. Обычно их просто изолировали в специальных учреждениях социальной защиты или даже в психиатрических лечебницах. О возможности получения ими образования и дальнейшего трудоустройства не шло даже речи.
Всё перечисленное было следствием определённой государственной политики, которую коротко можно сформулировать известным выражением "инвалидов у нас нет", точнее просто нежеланием их показывать своему обществу и международным представителям, а значит и ненужностью разрабатывать и реализовывать для этих людей интеграционные программы. За длительное существование Советского Союза подобное отношение к инвалидам укоренилось и до сих пор оказывает серьёзное негативное влияние, начиная от формирования государственной политики до бытового взаимодействия.
В этом пособии мы не пытаемся дать полный исторический анализ социальной государственной политики и отношения в советском, а затем и российском обществе к людям с инвалидностью.
Гораздо более полно эти вопросы освещены в известных работах М.Малевой, О.Синявской, С.Васина, которые являются итогом больших исследований. Хотя, в докладе Всемирного Банка 2005 года "Россия: справка о положении инвалидов" отмечено, что "несмотря на наличие достаточно большого количества русскоязычной литературы на эту тему, не существует ни одного источника новейшей информации о лицах с ограниченными возможностями здоровья, на который можно было бы легко сослаться". Все проведённые исследования и аналитические материалы носят больше фрагментарный характер и не позволяют сделать однозначные выводы о тех практических шагах, которые позволят изменить положение данной социальной группы в Российской Федерации. Также, к сожалению, эти работы не были в полной мере востребованы федеральными органами власти нашей страны. И как следствие отсутствует чётко обозначенная и продуманная государственная политика в отношении людей с инвалидностью, и отсутствуют значительные успехи при реализации государственных программ, в частности, по обеспечению трудовой занятости инвалидов.
Одной из основных возможности трудоустройства людей с инвалидностью до сих пор остаются специализированные предприятия. Это является одним из следствий прежней социальной политики, направленной на изоляцию инвалидов от общественной жизни. Кроме того, подобный путь обеспечения трудовой занятости людей с инвалидностью представляет собой один из самых простых способов участия государства в решении этой проблемы. Он не требует больших организационных усилий, выраженных в участии квалифицированных специалистов в организации условий труда для инвалидов и создании государственных структур, которые будут призваны решать подобные задачи, с учётом индивидуальных потребностей каждого отдельного человека с инвалидностью.
С приходом в нашу жизнь рыночной экономики и лишением специализированных предприятий льгот, у них стали возникать серьёзные экономические трудности. Раньше, в условиях плановых государственных закупок их продукции, они были обеспечены надёжной системой сбыта, теперь же приходится выдерживать конкуренцию с подобными предприятиями, не использующими труд инвалидов. Следует признать, что работа людей с инвалидностью имеет большее количество технологических и профессиональных издержек, чем труд обычных сотрудников, и особенно ярко это проявляется именно на специализированных предприятиях, ориентированных исключительно на трудоустройство инвалидов. В отдельных регионах, в частности, в Москве, специализированные предприятия поддерживаются за счёт региональных бюджетов (средств, формируемых от уплаты штрафных санкций организациями, не соблюдающими нормы квотирования рабочих мест для инвалидов), а в других они или еле "сводят концы с концами" или просто закрываются. Вместе с тем, закрытие специализированных предприятий является обычной тенденцией в ведущих западноевропейских государствах и США.
"В целом, большинство стран постепенно отказываются от системы специализированных предприятий, гарантирующих трудоустройство инвалидов. Это вызвано двумя основными причинами. Во-первых, предприятия, предоставляющие инвалидам гарантированное или обеспеченное соответствующими средствами трудоустройство, стали серьезным финансовым бременем для государства, и большинство согласны с тем, что реализация концепции поддержки на рабочем месте в условиях свободного рынка обходится дешевле. Другая причина заключается в том, что включение инвалидов в свободный рынок труда, как принято считать, в большей степени соответствует общим целям политики в отношении инвалидов, в том числе задачам по обеспечению их нормальной автономной жизни и социальной интеграции". (Лейшзенринг и Штрумпель, 1994 г., Доклад Всемирного Банка 2005 года "Россия: справка о положении инвалидов).
Стоит обозначить разницу между понятиями "специализированные предприятия для инвалидов" и "специальные рабочие места для инвалидов". Создание последних возможно и в рамках неспециализированных организаций и отличаются они от обычных рабочих мест тем, что изначально предназначены для трудоустройства исключительно сотрудников, имеющих инвалидность. Использование специальных рабочих мест для инвалидов в рамках специализированных предприятий пока остаётся в мировой практике реализации государственных программ по решению проблемы трудовой занятости людей с инвалидностью одним из самых действенных компонентов. Хотя везде его стараются использовать ограниченно и ориентировать только на тех инвалидов, которые не имеют других возможностей найти работу на открытом рынке труда.
... Создание специализированных рабочих мест призвано оказать содействие лицам, которые по каким-либо причинам не способны обеспечить свою занятость в условиях конкуренции на рынке труда в своем местном сообществе... (Департамент труда США).
... Программы создания специализированных рабочих мест могут быть двух типов: к первому типу относятся переходные программы содействия занятости, которые предусматривают проведение переподготовки и повышения профессиональной квалификации лиц с ограниченными возможностями здоровья на специально созданных рабочих местах в надежде на то, что это позволит им получить конкурентоспособные профессиональные навыки. Ко второму типу относятся расширенные программы содействия занятости, которые носят долгосрочный характер и направлены на создание постоянных рабочих мест для лиц с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) на базе специализированных предприятий. (Доклад Всемирного Банка 2005 года "Россия: справка о положении инвалидов").
В большинстве стран в той или иной форме используется система создания специализированных рабочих мест. В 12 странах ЕС около 430.000 инвалидов или 2,3% от общей численности трудоспособного населения работают на специализированных предприятиях. "В большинстве стран целью политики создания специализированных рабочих мест является оказание содействия процессу изменения статуса и адаптации к условиям нормального рынка занятости. Тем не менее, в действительности показатели изменения статуса составляют от менее 1% до примерно 5%, причем большинство стран находятся на более низком уровне этой шкалы" (Орейли, 2003 г, Доклад Всемирного Банка 2005 года "Россия: справка о положении инвалидов)."
Определённые надежды возлагались на введение системы квотирования рабочих мест для инвалидов, заложенной в принятый Федеральный Закон № 181 от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В регионах, утвердивших местные правовые нормы об обязательствах работодателей по трудоустройству инвалидов в счёт установленной квоты (в соответствии с упомянутым законом, это право осталось за законодательными собраниями субъектов Российской Федерации), ситуация с трудовой занятостью людей с инвалидностью оказалась лучше, чем там, где эта система не действовала. Это можно объяснить тем, что в нашей стране квотирование позволяет накладывать хоть какие-то административные взыскания на коммерческие компании, не трудоустраивающие людей с инвалидностью, а также, за их счёт аккумулировать финансовые средства на создание специальных рабочих мест для инвалидов. Но, серьёзно повлиять, а тем более - изменить ситуацию, система квотирования рабочих мест для людей с инвалидностью в нашем государстве не смогла нигде. Эти результаты также соответствуют мировому опыту.
"Все системы квотирования включают требование к работодателям принимать на работу определенный процент лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вместе с тем, эти системы отличаются друг от друга, особенно в том, что касается обязательного или необязательного характера требований и характера и эффективности санкций, которые применяются в отношении работодателей, которые не выполняют требования. ...Несмотря на широкое разнообразие систем квотирования и связанных с ними требований, "в результате исследования, проведенного Европейской комиссией, не были выявлены конкретные примеры того, как применение систем квотирования приводило к достижению поставленных целей" (Орейли, 2003 г, Доклад Всемирного Банка 2005 года "Россия: справка о положении инвалидов).
Возможно, под влиянием этих факторов, а скорее всего - под давлением объединений работодателей, в последние годы в Российской Федерации на федеральном уровне наметился отход от тенденций развития системы квотирования рабочих мест для инвалидов. Особенно ярко проявилось это в рамках общеизвестного Федерального Закона № 122. После его принятия нормы квотирования рабочих мест для инвалидов не распространяются на весь малый бизнес (численность сотрудников организации, попадающей под квотирование, повысилась с 30 до 100 человек). А также из Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" было изъято положение об обязательных платежах со стороны работодателя за каждого нетрудоустроенного в счёт квоты инвалида. Региональные власти, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга, активно борются с этими изменениями, и последние известия из Государственной Думы РФ говорят о том, что обязательные платежи работодателей за несоблюдение норм квотирования рабочих мест для инвалидов будут возвращены.
Отдельного упоминания заслуживают изменения в определении факторов инвалидности, влияющих на размер государственных выплат. Об этом будет подробно рассказано в одной из следующих глав, отметим только, что федеральные власти снова вернулись к тому, что нарушение способностей к трудовой деятельности, является основным критерием определения потребностей человека с инвалидностью в мерах социальной защиты.
В 1995 году, с принятием Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", была предусмотрена оценка не только состояния трудоспособности, но и всех других сфер жизнедеятельности инвалида. Но теперь система определения инвалидности и установления размера социальной поддержки (прежде всего материальной) фактически вернулась к состоянию, существующему ранее в Советском Союзе.
Другим общепризнанным мировой практикой способом решения проблемы трудовой занятости инвалидов является применение антидискриминационного законодательства.
Некоторые страны пришли к выводу, что антидискриминационное законодательство является более приемлемым, чем квота - в этой области наиболее ярким примером могут служить Соединенные Штаты, но и во всех странах ОЭСР также действует антидискриминационное законодательство. (Доклад Всемирного Банка 2005 года "Россия: справка о положении инвалидов").
В качестве альтернативы квотированию в настоящее время многие страны рассматривают антидискриминационное законодательство, гарантирующее всему населению принцип "равных возможностей" в сфере занятости. В его основе лежит представление о том, что разница в производительности обусловлена неприспособленностью рабочего места к потребностям ЛсИ (люди с инвалидностью). Обязанность обустроить рабочее место ложится на работодателя. В 2000 г. то или иное антидикриминационное законодательство действовало в 40 странах-членах ООН. Известно два способа реализации этой политики: (а) через принятие специальных законов (англосаксонский путь), (б) путем включения специальных норм в отношении ЛсИ в состав более общего антидискриминационного законодательства (европейский континентальный). При этом реализация законодательства на практике может принимать следующие четыре формы: (1) обязательство работодателя выплачивать равную зарплату за равноценную работу независимо от реальной производительности труда; (2) предоставление работодателям субсидии для компенсации разницы в производительности труда, (3) доплаты к зарплате работникам (ЛсИ) для компенсации их более низких заработков, (4) специальное обучение, услуги или дополнительное оборудование для повышения производительности труда ЛсИ.
(Синявская О., Васин С. "Направления и способы социальной интеграции людей с инвалидностью: формирование национальных возможностей в странах СНГ на примере России", Исследование для Международной конференции "Общество для всех: пути и средства социальной интеграции людей с ограничениями жизнедеятельности в странах СНГ", ООН, 2005 год).
Российское законодательство в этом отношении достаточно прогрессивно (хотя и нет специального закона о запрете дискриминации инвалидов при трудоустройстве) и не дискриминирует людей с инвалидностью в сфере трудовой деятельности (имеется в виду Трудовой Кодекс РФ и Кодекс об административных правонарушениях, а вопрос о степенях ограничения способности к трудовой деятельности требует отдельного рассмотрения). Другое дело, что применить заложенные в нём положения в нынешней ситуации не представляется возможным. Нет чётких процессуальных механизмов и слабо развита судебная система, что влечёт за собою отсутствие или единичность прецедентов предъявления претензий со стороны инвалидов к работодателям за отказ в приёме на работу.
В последние годы всё более популярными в сфере трудоустройства людей с инвалидностью становятся уже упомянутые программы поддержки инвалидов на рабочем месте. Заключаются они в адаптации условий труда представленной вакансии под индивидуальные по-требности работника с инвалидностью, и обучении его профессио-нальным навыкам непосредственно на рабочем месте. Осуществляется подобная поддержка и обучение специальными сотрудниками (на-ставниками), которые помогают инвалиду справиться с возложенными на него служебными обязанностями.
С появлением концепции поддержки на рабочем месте в качестве альтернативы созданию предприятий, предоставляющих гарантированное или обеспеченное соответствующими средствами трудоустройство, количество агентств, предоставляющих такие услуги, в США возросло с 300 агентств в 1986 г. до свыше 3.000 агентств, которые на сегодняшний день предоставляют услуги по оказанию поддержки на рабочем месте 250.000 инвалидам. (Крегель и Вейман, 1997 г. Доклад Всемирного Банка 2005 года "Россия: справка о положении инвалидов).
По данным исследования, проведенного Департаментом образования, за последние семь лет инвалиды, получившие поддержку на рабочем месте, заработали на 250% больше, чем те инвалиды, которые продолжали работать на специализированных предприятиях (Крегель и Дин, 2001 г., Доклад Всемирного Банка 2005 года "Россия: справка о положении инвалидов.).
План агентства должен обязательно закреплять необходимость всестороннего взаимодействия с источниками потенциальных работников с ограниченными возможностями, такими как колледжи и университеты, местные центры профессиональной и иной реабилитации, ассоциации ветеранов и т.д. Агентство должно позаботиться о доступности для всех категорий населения своих объявлений о приеме на работу, в частности, объявления должны быть доступны на языке Брайля, в электронном виде, в виде звуковой информации и в других доступных форматах. "Идеальное" модельное агентство должно привлекать широкий круг работников с инвалидностью, потенциально работающих на разных уровнях в организации. Также такое агентство должно всячески задействовать сурдопереводчиков, стенографистов, чтецов, персональных помощников и т.д.
Принципиально важно для агентства принимать во внимания такой фактор, как стереотипное отношение к инвалидам. В "идеальном" модельном агентстве должно существовать множество обучающих программ и тренингов для персонала, руководителей и иных заинтересованных лиц, дающих адекватное представление о возможностях инвалидов, их трудоустройстве и поддержанию рабочего процесса.
(Обзор трудоустройства и работы людей с ограниченными возможностями в структурах правительства США за 1998-2001 гг.)
Как видно, решение проблем трудовой занятости людей с инвалидностью находится в фокусе внимания всех ведущих мировых стран. Правда, нельзя сказать, что все предпринимаемые усилия позволили в корне изменить ситуацию.
Обеспечение занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья - непростой вопрос. Даже в странах с прочным антидискриминационным законодательством или установленными квотами сохраняется низкий уровень занятости инвалидов (ОЭСР, 2003 г., Монт, 2004 г., Доклад Всемирного Банка 2005 года "Россия: справка о положении инвалидов).
Но, в причинах активного государственного интереса к вопросам трудоустройства инвалидов лежат не только общечеловеческие ценности, но и прагматический подход. Во многих странах просчитали экономический эффект от интеграционных программ для людей с инвалидностью и пришли к выводу о целесообразности полноценного вовлечения инвалидов во все элементы общественной жизни, и, прежде всего, в возможность трудовой деятельности.
Результаты сравнительного анализа литературы о рентабельности затрат на повышение доступности рабочих мест в результате приема на работу инвалидов и проведения профессиональной реабилитации и адаптации рабочих мест служат убедительным доказательством того, что государственные капиталовложения приносят высокие прибыли. По данным исследования, проведенного в Южной Каролине, работники- инвалиды обеспечили поступление 15, 29 долл. на каждый доллар, вложенный в их реабилитацию. В то же время рабочие-инвалиды в Нью-Мехико по завершении аналогичной программы профессиональной реабилитации обеспечили увеличение доходов на 251%.
Концепция поддержки на рабочем месте является наиболее эффективным вариантом стимулирования интеграции инвалидов в рынок рабочей силы с максимальной рентабельностью вложения средств налогоплательщиков.
(Доклад Всемирного Банка 2005 года "Россия: справка о положении инвалидов").
Основным успехом программ по трудоустройству инвалидов яв-ляется изменение существующей или формирование новой системы, которая позволит решать все вопросы обеспечения трудовой занятости людей с ограниченными или физическими возможностями.
И создание такой системы невозможно без целенаправленной государственной политики и активного участия всех государственных структур в этой проблеме. Именно они должны показать пример и коммерческому сектору, и всему обществу, как нужно относиться к инвалидам, и насколько их труд может быть эффективным и полезным для страны. Много ли людей с инвалидностью работают в наших государственных учреждениях? Если работают, то на каких должностях и имеют ли перспективы карьерного роста? Пока мы не ответим положительно на эти вопросы, ничего в вопросах трудоустройства инвалидов в Российской Федерации кардинально не изменится.
Можно предположить, что основной причиной столь удручающей ситуации с трудоустройством людей с ограниченными возможностями является несоответствующее отношение менеджеров, ответственных за подбор персонала и развитие карьеры сотрудников. Проведенные исследования подтверждают, что системные барьеры гораздо труднее преодолевать, чем барьеры физические.
Программы и инициативы сами по себе не меняют отношение людей к данному вопросу. Для того, чтобы достигнуть поставленной цели, процесс приема на работу управленцев должен сильнее концентрироваться на их отношении к возможностям инвалидов, отсутствии стереотипов и т.д. Живучесть подобных стереотипов и неадекватного отношения к возможностям инвалидов существенно затрудняет выполнение поставленных целей. Однако преодоление системных, институциональных барьеров потребует еще большую живучесть и настойчивость, а путь к увеличению занятости инвалидов в структурах правительства невозможен без устранения подобных барьеров.
Надо отметить, что федеральное правительство заслуживает всяческих похвал за то разнообразие программ, инновационных ресурсов трудоустройства и соответствующее финансирование, которое предоставляется федеральным агентствам, управляющим, специалистам по подбору персонала. Внедрение специальных программ поощрения менеджеров за достижение наилучших результатов в деле привлечения инвалидов к работе на федеральное правительство должно стать той движущей силой, которая позволит достигнуть поставленных правительством в 1998 году целей. Люди, ответственные за принятие на работу людей с ограниченными возможностями и развитие их карьеры не осознают важности и не-обходимости работы с инвалидами и не используют в полной мере существующие ресурсы. Изменение отношения этих людей к проблеме - наиболее сложная и серьезная задача на сегодняшний день. Только такой путь позволит инвалидам на равных участвовать в работе структур федерального правительства.
Существует несколько структур, имеющих хорошо управляемые и действующие планы найма людей с ограниченными возможностями: министерство труда, министерство образования, администрация социальной защиты населения. Ключевыми компонентами хорошо разработанного плана являются четкое определение целей и постановка правильных задач в вопросе трудоустройства людей с инвалидностью, а также полная интеграция людей с ограниченными возможностями с остальными сотрудниками. От федеральных управляющих ожидается достижение вышеуказанных целей путем соответствующих планов по трудоустройству людей с инвалидностью и их продвижению по службе. Менеджер федеральной структуры, наилучшим образом организовавшей работу по усилению диверсификации персонала, в том числе в вопросе привлечения рабочих с ограниченными возможностями, получает соответствующее вознаграждение.
(Обзор трудоустройства и работы людей с ограниченными возможностями в структурах правительства США за 1998-2001 гг.)
У российского Правительства нет ни чёткого понимания сложившейся в стране ситуации с трудовой занятостью людей с инвалидностью, ни федеральных программ, которые могут воздействовать на инвалидов, работодателей и чиновников. Пока нет даже представления о том, как можно решать проблемы трудоустройства инвалидов в стране.
Поскольку главным препятствием для достижения цели интеграции ЛсИ в открытый рынок труда является недоступность места работы и необустроенность рабочих мест, современные национальные политики в области занятости должны перейти к устранению основных причин неравенства на рабочем месте. Выделяют два подхода к организации рабочих мест для ЛсИ: Северо-Американский (США, Канада) и Европейский (Германия). В первом случае работодатель адаптирует рабочее место под известные ограничения, занятых у него ЛсИ: меняет организацию рабочего места, используемое оборудование, условия занятости, обеспечивает получение ЛсИ помощи общей и/или персональной. Во втором - старается сделать все рабочие места доступными для занятости на них ЛсИ. В тех случаях, когда трудоустройство через открытый рынок труда невозможно вследствие тяжелой формы инвалидности, новый подход предлагает заменять занятость на специализированных предприятиях, так называемой "поддерживающей" ("суппортивной") занятостью, т.е. созданием специальных рабочих мест на обычных предприятиях (США, Австралия, Канада, Великобритания). Интерпретация понятия "поддерживающая занятость" варьирует от страны к стране. Например, в США она принимает формы индивидуального трудоустройства, создания группы рабочих мест (3-8) для ЛсИ в рамках головной компании, мобильных рабочих групп, или малых предприятий.
(Синявская О., Васин С. "Направления и способы социальной интеграции людей с инвалидностью: формирование национальных возможностей в странах СНГ на примере России", Исследование для Международной конференции "Общество для всех: пути и средства социальной интеграции людей с ограничениями жизнедеятельности в странах СНГ", ООН, 2005 год).
Ведущими странами накоплен большой опыт реализации программ по трудовой интеграции людей с инвалидностью. Конечно, он требует значительной переработки и адаптации под российские условия. Но, если мы говорим о создании модели трудоустройства инвалидов, то нельзя отказываться от помощи (выраженной в привлечении специалистов, обучающих программ и накопленных научно-методических и практических материалов) мирового сообщества. И, конечно, само наше государство должно уделять этой теме несоизмеримо большее внимание (и здесь речь идёт не только, и даже не столько о финансах), только тогда ситуация может измениться к лучшему, и наше общество получит ещё один источник столь дефицитных в последнее время трудовых ресурсов.
Страны ОЭСР уже преодолели многие трудности, с которыми столкнулась Россия, и располагают большим количество НПО (неправительственных организаций) и правительственных агентств, обладающих опытом в области внедрения системы обучения инвалидов в общеобразовательных школах, социальной защиты и интеграции инвалидов в общество. Возможно, самым важным шагом для России является признание того, что необходимо предпринять гораздо больше усилий и сделать приоритетным финансирование расходов, направленных на удовлетворение ряда этих потребностей. Несомненно, Россия могла бы получить дополнительную финансовую поддержку и технический опыт, если бы она последовала примеру Румынии, которая объявила о своей просьбе о получении займа Всемирного банка на реформирование системы стационарных учреждений для престарелых и инвалидов и комплексное решение проблем инвалидов во всех секторах.
Тем не менее, даже не получая займа, Россия могла бы воспользоваться опытом стран ОЭСР в области социальной интеграции инвалидов, опираясь на возмездную техническую помощь и расширяя партнерство с местными и международными НПО, обладающими опытом интеграции инвалидов в общество. Следует отметить, что в недавно разработанной Стратегии деятельности Всемирного банка в России (КАС) поддержка Всемирным банком партнерства государства и частного сектора указана в качестве одного из приоритетных направлений (Всемирный банк, 2005 г.). Кроме того, в КАС отмечается, что поддержка Всемирного банка на федеральном уровне должна быть ориентирована на удовлетворение спроса на получение эффективной помощи в структурной перестройке, опирающейся на международный опыт, а также включает широкую программу развития на региональном уровне.
(Доклад Всемирного Банка 2005 года "Россия: справка о положении инвалидов").

 

 

Популярные материалы Популярные материалы

 
 
Присоединиться
 
В Контакте Одноклассники Мой Мир Facebook Google+ YouTube
 
 
 
 
Создан: 28.02.2001.
Copyright © 2001- aupam. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.