Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.
 
 
 
Меню   Раздел Трудоустройство   Реклама
         
 
Поиск
 

Мой баннер
 
Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Статистика
 
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
 

Координатор проектов в Российской Федерации Международной гуманитарной организации «Андикап Энтернасьональ» Соколова Марьяна Баразбиевна

Андикап Энтернасьональ - Международная гуманитарная организация, штаб - квартира которой находится в Лионе (Франция). Организация занимается гуманитарными программами, связанными только с проблемами инвалидности. В настоящее время такие программы осуществляются нашей организацией более чем в 50 странах мира. В Российской Федерации мы осуществляем два вида программ: «срочной помощи» - в Чеченской Республике и «развивающие» (долгосрочные) - на всей территории РФ. Первый двухлетний проект был осуществлен в 2003-2004 годах в партнерстве с тремя российскими общественными организациями: Центром лечебной педагогики г. Москвы, Фондом поддержки инвалидов г. Пскова и Ассоциацией родителей детей-инвалидов г. Владимира. Цель данного проекта заключалась в разработке механизмов социально-профессиональной интеграции молодых людей с тяжелыми умственными и психофизическими нарушениями. В настоящее время мы осуществляем несколько проектов, в том числе проект в Пермском крае, долгосрочной целью которого является профессиональная интеграция лиц с инвалидностью с предоставлением права выбора и обеспечением возможности трудоустройства на обычные рабочие места и изменение общественного мнения по вопросам социальной и профессиональной интеграции лиц с инвалидностью.

Необходимо остановиться на концептуальных моментах, которые определяют принципы нашей работы. Андикап Энтернасьональ в своей деятельности опирается на определение «Человек в ситуации инвалидности». Качество жизни человека, оказавшегося в ситуации инвалидности, зависит от многих составляющих: от медицинского обслуживания, наличия или отсутствия адаптированной инфраструктуры, доступности образования, доступности труда, социального окружения и т.д. От того, каким образом обеспечены эти составляющие, зависит и судьба каждого человека. То есть инвалидность не застывшее состояние, а процесс, который может развиваться как в худшую для человека сторону, усугубляя его инвалидность, так и качественно меняться в лучшую — позволяя человеку реализовать все свои личностные ресурсы. Статистический факт: в любой стране мира примерно 10% населения относятся к людям с инвалидностью. Если мы говорим о том, что их проблемы становятся проблемами их семей, то мы можем говорить о том, что 20% населения (как минимум) находятся в «ситуации инвалидности». Очевидно, что для качественного улучшения ситуации инвалидности необходим комплексный подход, который мы определяем как «глобальный».
Основной инструмент, определяющий качество и уровень медицинских и социальных услуг для человека с инвалидностью в РФ — это индивидуальная программа реабилитации (ИПР). Принцип ИПР также построен на комплексном подходе, что в наших реалиях невозможно осуществить без межведомственного сотрудничества. Для успешного осуществления профессиональной интеграции лиц с инвалидностью с учетом основных проблем, необходимо развитие 4 составляющих:
• Информирование,
• Образование (различные доступные формы),
• ИПР,
• Адаптированные рабочие места.
С этим трудно не согласиться. Но определяющим фактором является все-таки ИПР. Именно на этапе оформления ИПР инвалид должен получить комплексную оценку его возможностей, а соответственно, рекомендаций. ИПР должна стать инструментом заказа для оказания реабилитационных услуг из разных областей: медицины, образования, психологии, профориентации, эргономики и т.д., выполнение которых изменит качество жизни человека с инвалидностью. Принцип Индивидуальной Программы Реабилитации предполагает индивидуальный комплексный подход к проблемам человека. В таком контексте совершенно иначе могут быть рассмотрены так называемые «степени трудоспособности». Можем ли мы сегодня предложить такое качество работы по сопровождению человека в ситуации инвалидности? Нет, потому что специалисты социальных ведомств у нас тоже находятся «в ситуации инвалидности»: острая нехватка кадров, часто низкий профессиональный уровень, отсутствие новых технологий и знаний, отсутствие информации. Понятно, что всех проблем не решить сразу. Но для того, чтобы определиться с приоритетными, необходимо взаимодействие всех заинтересованных структур с участием общественности. Крайне важно наладить обмен опытом не только на городском или региональном уровне, но и на межрегиональном.
О работодателях и взаимоотношениях. На мой взгляд, нам необходимо несколько изменить подходы к взаимоотношению с работодателями. Мы все являемся равноправными гражданами одного государства. При создании равных условий и свободы выбора человек с инвалидностью берет на себя и определенные обязательства, равно как и любой из нас. Наша задача в социальном государстве выстраивать не благотворительные схемы, а систему, где соблюдены права каждого, где эти права обеспечены. В такой системе получение права предполагает и гражданскую ответственность, независимо от того, инвалид ты или нет, работодатель или наемный работник.
Некоторые из этих аспектов были учтены нами при разработке проектной деятельности в Пермском регионе. Наш проект разбит на несколько этапов.
На первом этапе группа специалистов, занимающихся вопросами трудоустройства инвалидов в Пермском крае, прошла двухнедельный курс обучения и ознакомления с современным европейским опытом в области социального сопровождения. Новые знания и технологии были адаптированы к запросам нашей страны и апробированы на базе Центра занятости населения г. Перми. Команда, которая осуществляла эту работу, состояла из представителей МСЭ, ЦЗН, кадровых служб предприятий, общественной организации и самих инвалидов, которые выразили желание принять участие в эксперименте. Процент успешно трудоустроенных инвалидов (они работают уже свыше 7 месяцев) из «пилотной» группы составил 33%.
Второй этап, который будет завершен осенью текущего года, поставил своей целью открытие Информационно- ресурсного консультационного Центра по вопросам профессиональной интеграции лиц с инвалидностью. Центр будет открыт на базе общественной организации, к нему будут «подключены» 5 информационных пунктов в ЦЗН городов Пермского края. Инвалиды, специалисты всех ответственных структур края смогут обмениваться информацией в режиме «он-лайн», вместе находить решения, пользоваться ресурсной базой и т.д.
Следующий этап предполагает внедрение комплексных моделей сопровождения лиц с инвалидностью при их трудоустройстве.
Отдельно хотелось бы сказать о профессиональной интеграции лиц со сложными интеллектуальными и психофизическими нарушениями. Эта категория людей требует специального сопровождения в силу специфики своего состояния. Здесь мы, прежде всего, говорим о праве. В данном случае признание права на образование, доступную деятельность не должно являться прогнозом достижений личности, это право обязано закреплять возможности доступа инвалида к тем ресурсам, которые необходимы для его воспитания и жизни в качестве человека в обществе людей.
Специалисты хорошо знают, что образование в его истинном содержании, не всегда может обеспечить трудоспособность и независимость жизни лиц с тяжелыми умственными и физическими нарушениями. Сам принцип соблюдения равных возможностей создает необходимые предпосылки для выбора адекватных средств (психологических, педагогических, социальных) на уровне практических решений по оказанию образовательных и иных услуг в помощи и поддержке человеку с инвалидностью. Иными словами, независимо от степени и тяжести умственного и физического нарушения - жизнь детей и взрослых не должна подвергаться дискриминации и ограничиваться финансовыми полумерами: мы не можем согласиться с признанием достаточным для них качества жизни в «наименее ограничивающей среде». Жизнь ребенка в семье создает непреодолимые барьеры не только для инвалида, но и для его окружения, что зачастую является одной из причин отказа родителей от «материнских» условий воспитания собственных детей в пользу детских домов, интернатов и ПНИ.
В этом направлении сложно переоценить опыт общественных организаций.
Примите искреннюю признательность за интересный содержательный диалог. Надеюсь на разнообразное и взаимополезное сотрудничество.

 

 

Популярные материалы Популярные материалы

 
 
Присоединиться
 
В Контакте Одноклассники Мой Мир Facebook Google+ YouTube
 
 
 
 
Создан: 28.02.2001.
Copyright © 2001- aupam. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.