Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.
 
 
 
Меню   Раздел Трудоустройство   Реклама
         
 
Поиск
 

Мой баннер
 
Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Статистика
 
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
 

Занятость людей с ограниченными возможностями

Занятость людей с ограниченными возможностями

Примеры и анализ опыта Европейских стран
Ноябрь 2006
Исследование в рамках компонента «Моделирование» проекта «Социальная интеграция инвалидов в Приволжском Федеральном округе» EuropeAid/119954/C/SV/RU

Введение
Основные выводы сравнительного анализа
Обзор опыта европейских стран
Финляндия
Франция
Германия
Ирландия
Италия
Великобритания

I. Введение

Переход от медицинской к социальной модели инвалидности повышает важность занятости инвалидов. Трудовая занятость рассматривается как один из основных путей к (ре)интеграции и участию в жизни сообщества, т.к. инвалидам предоставляется статус, финансовые ресурсы для независимой самостоятельной жизни, повышается самооценка и уровень удовлетворенности, а также происходит множество социальных контактов. Следовательно, сильный акцент на профессиональную (ре)интеграцию инвалидов замечательно вписывается в общую цель данного проекта – ввести целостную модель современной эффективной реабилитации и интеграции инвалидов в ПФО. Такое понимание вопроса было подтверждено обсуждениями на заседании Руководящего Комитета, а также опытом других компонентов проекта.

В то же время мы видим, что уровень занятости в соотношении с совокупным количеством населения трудоспособного возраста (16 – 65 лет), в России чрезвычайно низок. Во время стратегического семинара по компоненту «Моделирование» (11-12 октября 2006 года) стало ясно, что концепции профессиональной оценки, профессиональной реабилитации и формулы адаптированного трудоустройства инвалидов, недостаточно известны и задействованы, чтобы способствовать успешной реинтеграции инвалидов на рынок труда. Внедрение и усиление этих концепций/ методов в России – это непосредственная обязанность политиков и поставщиков услуг. Подобный процесс необходим в условиях сложного макро-контекста, в котором практически отсутствует осознание данной проблемы и желания как работодателей, так и сообщества трудоустраивать инвалидов.

Учитывая сложившуюся ситуацию, описанную выше, проект выступил с инициативой разработки в рамках компонента «Моделирование» краткого описания и анализа опыта стран Европейского Союза по стимулированию занятости инвалидов. Первый раздел исследования посвящен выработке общего заключения по отчетам различных стран относительно направлений, нового опыта и политической направленности. Второй раздел представляет собой подборку приложений, описывающих ситуацию в различных европейских странах. Этот подход был выбран с тем, чтобы показать общий законодательный контекст в каждой стране с целью представить полную картину изучаемых примеров. И в первой части, и в приложениях делается различие между профессиональным обучением и различными уровнями занятости, такими как защищенная занятость, поддерживаемая занятость и свободный рынок труда. Последний раздел каждой части содержит общие замечания или дополнительную информацию по общему состоянию законодательства.
Мы хотим подчеркнуть, что данный отчет не является научным исследованием или исчерпывающим перечнем. Его единственной целью является предоставление различным заинтересованным в сфере инвалидности сторонам в России дополнительной информации о том, что происходит в Европе в сфере трудоустройства инвалидов. К сожалению, авторы отчета не смогли предоставить статистические данные по той причине, что такая информация в настоящее время недоступна в большинстве стран, тем более в формате сравнительного анализа.

II. Основные заключения сравнительного анализа

II.1. Процесс профессиональной оценки и реабилитации

Профессиональная реабилитация, экспертиза и оценка – три основных составляющих процесса трудоустройства инвалидов. Профессиональная экспертиза – это всесторонний процесс, включающий в себя информацию медицинской, психологической, образовательной, социальной и профессиональной оценки для определения потенциала/ перспектив трудоустройства инвалидов. Профессиональная оценка более точно определяет профессиональную сферу деятельности, тип работы и уровень эффективности на данной работе.

Профессиональная оценка и экспертиза происходят на первом этапе (этапы 1+2) общего процесса профессиональной реабилитации, состоящего из 5 последовательных этапов:

  • С одной стороны происходит оценка навыков, способностей и интересов инвалида, по результатам которой формируется личное дело человека. С другой стороны, за счет использования методов анализа рабочего места проводится анализ требований к желаемой работе, по результатам которого формируются параметры работы.
  • Для принятия решения относительно перспективности рабочего места и возможности трудоустройства осуществляется сопоставление личного дела и параметров работы, учитывая возможность адаптации человека и/или рабочего места. Более того, подобное сопоставление определяет состояние индивидуального пакета услуг (Индивидуального Плана Реабилитации), которые необходимы человеку для преодоления препятствий к трудоустройству.
  • На следующем этапе предоставляется необходимый пакет услуг (профессиональное обучение, физическое восстановление, вспомогательные технологии…). Он призван повысить уровень трудоспособности клиента.
  • Достигнутый уровень трудоспособности – возможность выхода на определенный сектор рынка труда (защищенная занятость, поддерживаемая занятость, открытый рынок труды), который соответствует оптимизированному при помощи обучения профессиональному потенциалу клиентов.
  • Для некоторых групп клиентов услуги, предоставляемые после трудоустройства (т.н. консультирование на рабочем месте) необходимо для обеспечения долгосрочной занятости.

Важно отметить, что профессиональная реабилитация всегда направлена на развитие и максимизацию профессионального потенциала инвалида, каким бы не был уровень ограниченности или степень расстройства.

II.2. Профессиональное обучение инвалидов

Профессиональное обучение единогласно рассматривается как одно из важных элементов на пути к трудоустройству. Однако по настоящий момент профессиональное обучение зачастую неспособно увеличить шансы инвалидов на получение оплачиваемой работы. Наиболее распространенным замечанием становится отсутствие связи профессионального обучения с реальной деятельностью, ввиду чего не способно обучить людей тем навыкам, которые необходимы для выполнения доступной на местном рынке труда работы. Несмотря на это, исследование четко показывает, что связь профессионального обучения и поиска работы, а затем трудоустройства делает результаты инвестиций в обучение максимально эффективными.

Основным принципом профессионального обучения является понимание того, какой способ обучения более подходит каждому человеку, и потому обучение и поддержка связаны с индивидуальными потребностями человека:

  • Обучение должно быть нацелено на тех людей, которые способны учиться данным способом, и организовано так, чтобы максимально соответствовать их потребностям в обучении.
  • Организации, проводящие профессиональное обучение, должны нацеливать людей на работу и потому развивать навыки, которые необходимы.
  • Обучение должно проводиться в реальной и специально созданной рабочей среде, максимально приближенно к реальным рабочим ситуациям или – что более предпочтительно – непосредственно за счет стажировок в организациях, вовлекая элемент обучения на конкретном рабочем месте.
  • Не существует единого мнения по продолжительности курса, однако временные рамки обучения должны быть тщательно продуманы.
  • Необходимо отслеживать прошедших данный курс обучения на предмет их трудоустройства для того, чтобы в случае необходимости изменить программу.
  • Необходимо предоставлять услуги по поддержке социальной адаптации людей на рабочем месте.

II.3. Поддерживаемое трудоустройство и консультанты по трудоустройству

Ассоциации поставщиков услуг активно действуют во всех 6 странах, представленных в данном исследовании. В Европе долгое время существовали коллективные формы поддержки, однако в настоящее время в большинстве исследуемых стран все большее внимание уделяется моделям индивидуальной поддержки. Наиболее ярким примером этого становится поддерживаемое трудоустройство. Данная модель основывается на другом видении и потому требует пересмотра описаний рабочих мест от поставщиков услуг и создания новой функции – консультирования по трудоустройству, осуществляемой отдельными экспертами или кураторами в компании.

Консультанты по трудоустройству – специалисты в сфере занятости, которые помогают инвалидам получать обычные рабочие места на рынке труда. Функции консультанта по трудоустройству основываются на принципиальном подходе к человеку как личности, на выбор работы для которой влияют индивидуальные потребности, а не инвалидность. Человеку должны быть предоставлены все услуги по поддержке: от определения вакансий до помощи при получении информации о вакансии, получении и сохранении работы.

Новое видение требует нового набора навыков. Консультанты по трудоустройству должны позитивно оценивать, какую работу люди в состоянии выполнять, какая окружающая среда оптимально им подходит, и что необходимо предпринять для их поддержки. Возросшая гибкость в предоставлении оплачиваемых услуг будет поддержкой для таких людей, но также нужен будет и переход от того, что люди сейчас не в состоянии делать, к тому, что они могут делать с определенной помощью. Наиболее важные навыки для успешной реализации модели поддерживаемого трудоустройства:

  • Знание о возможностях трудоустройства в местном сообществе и текущих потребностей работодателей, а также информация о государственных социальных пособиях и системе трудоустройства.
  • Умение общаться, проводить переговоры и проводить маркетинговую деятельность.
  • Навыки и умения строить хорошие отношения с человеком.
  • Способность к определению и анализу трудных рабочих заданий и разбиению их на более легкие части (дробление работы)
  • Опыт работы с такими техниками, как методы составления профессиональных параметров личного дела и экспертизы.

Исследование работы консультантов по трудоустройству в разных странах показывает, что для успешного достижения поставленных целей необходимо следующее:

  • Начало работы с индивидуальной точки зрения: поиск работы для конкретного человека, а не первоначальное определение рабочего места, и последующий за этим подбор человека.
  • Поиск основывается на сети личных знакомств (а не на «запросе в никуда»).
  • Использование профессионального досье в качестве инструмента оценки.
  • Построение сети работодателей, получивших услуги хорошего качества.
  • Непосредственная работа с работодателями на встречах и честное информирование о резюме соискателей.
  • Использование практики коротких испытательных сроков, которые затем, в случае успешного их прохождения, послужат основой для долгосрочного трудоустройства.

II.4. Защищенная занятость

Продвижение модели поддерживаемой занятости не означает, что защищенные рабочие места обязательно исчезнут, скорее существует потребность изменения видения и миссии всех вовлеченных сторон, участвующих в процессе трудоустройства. Это изменение также должно произойти и с существующими защищенными мастерскими (по крайней мере до определенной степени) кроме того поставщики услуг также должны будут адаптироваться и взять на себя функции консультантов по трудоустройству.
Основная идея состоит в том, что защищенные мастерские не должны автоматически становиться единственным выходом для инвалидов, а должны предлагать возможности для развития и получения квалификации.

  • В таком случае защищенные мастерские могут использоваться для подготовки людей (тех, для кого это возможно) к обычной работе. Потому условия работы, предлагаемые ими, должны быть близкими к условиям обычных рабочих мест, в таком случае роль поставщика услуг будет заключаться в реальном моделировании совокупного рабочего статуса у людей. Для достижения прогресса в рамках мастерских могут использоваться элементы поддерживаемой занятости. Необходимо будет обеспечить специальные переходные условия, включая такие инструменты как индивидуальный план действия, оценку квалификации и т.д., для того, чтобы помочь людям приспособиться к новым условиям.
  • Это также значит, что все более важным станет обеспечение того что любой человек будет приходить в защищенную мастерскую потому, что среда, работа и предоставляемая поддержка отвечают их потребностям и ожиданиям. Учитывая это, поставщики услуг также используют такие техники как составление профессионального досье при оценке возможности участия человека в работе защищенной мастерские.

II.5. Занятость на открытом рынке труда

Одним из основных мотивов работодателей при найме человека с умственными расстройствами является неоценимая польза данного человека для компании, хотя некоторые работодатели действуют так, исходя из своих идеалистических соображений. Однако до сих пор большинство нанимателей отрицательно относятся к работе с инвалидом. В то же время исследования показывают, что их страхи не всегда обоснованы, и что во многих случаях их можно преодолеть при помощи предоставления точной информации и поддержки. Результаты исследований показывают, что инвалиды могут быть эффективными ценными сотрудниками на открытом рынке труда.

Исследования работодателей в различных странах показывают, что основными причинами отказа от найма инвалидов являются:

  • Сомнение относительно социального взаимодействия

Подойдут ли эти люди моей команде? Смогут ли они работать с потребителями? Не возникнет ли у потребителей негативных реакций? Не возникнет ли у других сотрудников негативных реакций?

  • Сомнения относительно осуществления профессиональной деятельности

Не будут ли люди делать меньше, чем они получают зарплату? Есть ли экономическая выгода? Не замедлят ли они процесс? Смогут ли они быть независимыми? Не будут ли они занимать больше времени у своих начальников? Качественно ли они будут делать свою работу? Кто мне поможет, если мне это потребуется?

  • Сомнения относительно здоровья и безопасности

Будут ли они в большей опасности? Не будет ли случаться больше непредвиденных ситуаций на рабочем месте? Будет ли это означать частое отсутствие на рабочем месте? Покроет ли моя страховая программа возможные убытки?

Основные сомнения вызваны недостатком знаний и информации со стороны работодателей. Часто их можно переубедить в беседе с поставщиком услуг или рассказом об их управленческом успехе, или же об опыте других работодателей. Успешным подходом к преодолению сомнений является организация специальных критериев отбора, составление четкого описания работы, согласованный испытательный срок, а также проведение мероприятий по предоставлению информации и обучению. Подходящие адаптированные модули обучения могут уменьшить сомнения по поводу социального взаимодействия, вопросов здоровья и безопасности. Также существует ряд программ, которые организованы правительством для стимулирования работодателей в плане предложения работы людям с умственными расстройствами. Механизмы таких программ могут варьироваться от снижения налогов до субсидий на покупку оборудования в зависимости от страны.

Предоставление специфической подходящей поддержки по эффективному обучению людей и доступность финансовых стимуляторов могут помочь компании получить экономическую выгоду от работы различных инвалидов в той же степени, как и от работы других сотрудников. Исследование в различных странах выявили список мер предпринимаемых работодателями:

  • Предоставление адаптированного постоянного инструктажа и обучения, для того, чтобы помочь людям расти на своем рабочем месте.
  • Получение позитивного ответа – инвалиды требуют к себе более проактивного подхода
  • Обращайте внимание на их работу – как все люди, инвалиды также ценят внимание, а некоторым нужно больше эмоциональной и действенной поддержки, чем другим сотрудникам.
  • Будьте терпимы – инвалиды могут потребовать больше терпения.
  • Платите заработную плату, сравнимую с зарплатой, получаемой любым другим сотрудником, делающим ту же работу. Большинство работодателей считают, что поддержка инвалидов не требует много времени и усилий, что после некоторого времени они способны работать самостоятельно, и что их сотрудники с энтузиазмом относятся к помощи их коллегам – инвалидам. В свою очередь, это может привести к улучшению командного духа. Зачастую в зависимости от осуществляемой деятельности, многие работодатели говорят, что не им требуется никакой дополнительной поддержки.

И работодатели, и поставщики услуг считают что их попытки по (ре)интеграции инвалидов на открытый рынок труда должны координироваться общественными деятелями и политиками. В различных странах представители этих заинтересованных групп сформулировали следующий перечень предложений и рекомендаций:

  • Необходима четко определенная поддержка от правительства – правительства должны определить свою политику в отношении равных прав инвалидов на открытом рынке труда, а также поддержку реализации данной политики за счет проведения понятных информационных кампаний и предоставления финансовой помощи поставщикам услуг, на обучение и услуги по трудоустройству.
  • Поддержка должна основываться на долгосрочной политике, которая не будет меняться со сменой правительств.
  • Законы об увольнении инвалидов не должны быть препятствием к их найму; инвалиды должны подчиняться тем же нормам и условиям, что и другие сотрудники.
  • Программы поддержки, созданные политиками, должны отслеживаться и оцениваться на регулярной основе с точки зрения их результатов.

Некоторые страны, описываемые в данном документе (Ирландия, Великобритания), больший акцент делают на антидискриминационном законодательстве. Франция, Италия и Германия ввели квоты найму инвалидов при определенных условиях.

II.6. Некоторые общие замечания и выводы

  • Инвалиды хотят работать и имеют право на подходящую оплачиваемую работу. Они способны эффективно и выгодно работать.
  • Инвалиды - это люди с индивидуальными потребностями, а не граждане, которым инвалидность диктует и ограничивает варианты трудоустройства.
  • Учитывая все факторы, найм инвалидов экономически выгоден. Инвалиды приносят пользу на рынке труда и также формируют налогооблагаемый доход, как любой другой представитель общества.
  • Существует четкая тенденция в политике и в обществе по интеграции людей в открытый рынок труда. Аргументы в защиту поддерживаемой занятости заключаются в предоставлении хороших сотрудников для работодателей, обеспечении меньшего налогового бремени для налогоплательщиков и повышении уровня профессиональной реализации для работающих людей.
  • Защищенные рабочие места являются вариантом для трудоустройства инвалидов. Избавленные от необходимости выживать в экономических условиях, защищенные рабочие мастерские призваны осуществлять необходимую адаптацию к рабочим процессам и принимать всех людей вне зависимости от уровня их реальной продуктивности. Однако защищенные рабочие места должны:
    1. Следовать модели «трудоустройства за деньги», а не реализовывать «терапевтическую модель».
    2. Предоставлять реальные возможности для подготовки и выхода на открытый рынок труда.
  • Поставщики услуг должны изменить свой подход и базу навыков на основе:
    1. Изменения своего отношения с «подбора людей на работу» на «подбор работы для людей».
    2. Реализации новых инструментов, таких как составление профессионального досье, опробование работы, новых методов оценки и планов карьеры.
    3. Помощи людям исходя из собственной ответственности и контроля над всем процессом.
    4. Адаптированию подходов к обучению так, чтобы они соответствовали реальных рабочим ситуациям.
  • Региональные, национальные и общеевропейские политики должны играть значительную роль в предоставлении четких политических указаний, широкомасштабном достаточном информировании работодателей, организации гибких финансово привлекательных программ, а также в поддержке поставщиков услуг во всех их мероприятиях в долгосрочной перспективе.

III. Обзор опыта европейских стран

Финляндия

Профессиональное обучение

Основное и профессиональное обучение инвалидов финансируется практически всеми действующими организациями финской реабилитационной системы. Государственная Служба Занятости (PES) – основной деятель в сфере профессиональной реабилитации. Другие организации финансирующие обучение инвалидов:

  • Программа национальной социальной безопасности
  • Программа пенсии по выслуге лет
  • Некоторые специализированные институты

Финская система образования и обучения предоставляет множество специальных образовательных программ для инвалидов, как в специализированных, так и в основных институтах. Предоставляемое обучение предлагает те же самые квалификации, которые доступны основному населению. Базовым принципом специального финансирования обучения инвалидов является то, что обучение повысит их трудоспособность. Расписание и продолжительность обучения, которая предоставляется инвалидам, различаются.

Испытательный срок – еще одна форма трудового обучения, т.к. в его рамках предлагается обучение и получение опыта на рабочем месте. Часто эти программы проводятся в НКО или на обычных рабочих местах.

Защищенные мастерские

Защищенные мастерские – это финансируемые муниципалитетом организации, которые предоставляют работу в первую очередь инвалидам. Большинство сотрудников мастерских считаются неспособными работать с подходящим уровнем продуктивности в рамках обычного рынка труда. Мастерские производят целый диапазон продуктов и услуг, которые являются значительным вкладом в покрытие текущих расходов организации. Не смотря на то, что финские защищенные мастерские, в общем, считаются очень хорошими, существует ряд проблем связанных с системой оплаты. Зарплаты продолжают оставаться низкими и взаимопересечение пособий, пенсий и зарплат может вызывать проблемы. Однако, недавно принятое законодательство позволяет приостановить на ограниченное время выплату пенсии по инвалидности, если человек захочет устроиться на работу. Пенсия может быть возвращена без большого количества административных/процессуальных проблем в случае, если инвалид не сможет оставаться на своей работе.

Поддерживаемая занятость

Поддерживаемая занятость была введена в Финляндии в 1995 году, когда средствами различных проектов были внедрены новые формы трудоустройства инвалидов. Проект по поддерживаемой занятости в Финляндии основывался на англо-американских моделях. Например, было организовано обучение, специалистов по поддерживаемой занятости за счет фонда реабилитации подготовлено расписание обучения. Рекомендации данной организации основывались на ирландской модели поддерживаемого трудоустройства. VATES - организация которая занимается продвижением людей поддерживаемого трудоустройства в Финляндии.

Поддерживаемая занятость включает в себя продолжающуюся поддержку консультанта по трудоустройству на протяжении всего процесса получения работы. Поддержка состоит из оценки способности к работе, помощи на рабочем месте и руководства по услугам. В отличие от других систем профессиональной реабилитации, финансовая поддержка не заканчивается, когда человек нашел работу. Получение этой дополнительной финансовой помощи считается элементом удержания человека на работе.

Однако, хотя считается, что существует множество преимуществ поддерживаемой занятости, эта система еще не полностью организована в Финляндии и потому не настолько широко используется, как другие формы профессиональной реабилитации.

Реинтеграция в открытый рынок труда

Когда инвалид принял решение получить поддержку в поиске и сохранении работы, у него есть два пути:

  • Государственная служба занятости (PES) может предоставить услуги по оценке и трудоустройству
  • Существуют другие специализированные услуги по профессиональному руководству. Профессиональное руководство в Финляндии – это форма психологической поддержки, за которой затем следует индивидуальный план профессиональной реабилитации. Такие услуги доступны примерно в половине всех служб занятости в Финляндии.

Для того чтобы стимулировать реинтеграцию инвалидов в открытый рынок труда финские политики разработали различные формы субсидированного трудоустройства:

  • Субсидированное трудоустройство в частном секторе – это традиционная политическая мера, при которой работодатель ежемесячно получает субсидию как компенсацию за любое потенциальное снижение продуктивности, последовавшее ввиду инвалидности. Уровень компенсации остается одинаковым на протяжении всего периода занятости. Размер компенсации, предоставляемой работодателю, в основном зависит от переговоров между ним и государственной службой занятости.
  • Комбинированная субсидия доступна как в государственном, так и в частном секторе и предполагает увеличенную компенсацию за первый год работы. Начиная со второго года, уровень компенсации снижается до стандартного. Не смотря на то, что субсидированная занятость традиционно используется для поддержки статуса инвалидов на открытом рынке труда, она также применяется ко всем другим целевым группам финской политики занятости. Размер компенсации включает в себя базовое пособие по безработице и субсидию по трудоустройству. Эти средства обычно покрывают все расходы по занятости, и заработная плата сотрудника может быть выше т.к. работодатель получает большую компенсацию за первый год.

Однако субсидированная занятость в государственном секторе активно критикуется за отсутствие постоянства в работе, потому что субсидии на заработную плату ведут к циркулирующей безработице. Исходя из этого (хотя субсидированная занятость в частном секторе классифицируется как поощрительная программа по трудоустройству), субсидированная занятость в центральных государственных институтах или муниципальном секторе рассматривается как непосредственное создание рабочих мест.

  • Другой программой поощрения занятости, доступной инвалидам в дополнение к субсидированной занятости, является пособие по инвалидности, связанное с трудоустройством. Институт социального страхования предоставляет пособие по инвалидности, связанное с трудоустройством, которое выплачивается во время работы, обучения и безработицы. Потому у инвалида есть возможность получить поддержку на рынке труда во время прохождения обучения на рабочем месте или зарабатывания средств. При этом он получает дополнительные финансовые ресурсы. Пособие выплачивается по трем уровням в зависимости от степени инвалидности человека.

С конца 90-х годов испытательный срок на рабочем месте все чаще используется как первый шаг к субсидированной занятости. Это позволяет провести пошаговую профессиональную реабилитацию инвалида и обеспечить возможность работодателю познакомиться в потенциальным сотрудником до его принятия на долгосрочную работу.

Общие комментарии по политической системе

В рамках традиционных законов по социальному обеспечению инвалидов в Финляндии принято антидискриминационное руководство. Многие антидискриминационные положения, включенные в законодательство по социальной защите, являются слишком размытыми и ограниченными сферами государственного трудоустройства или государственного образования. За исключением «Акта о статусе и правах пациентов» (1992), который дает право каждому жителю Финляндии на услуги здравоохранения без дискриминации, остальные законы делают акцент в основном на предоставление и улучшение социальных услуг, а также принципах интеграции, но не антидискриминационного пользования правами.

Ранее, когда инвалиды получали пенсии и пособия, они менее стремились найти работу, т.к. заработные платы были зачастую ниже, чем получаемые пособия. Это возможное снижение дохода (так называемая «ловушка пособий»), а также страх перед отсутствием возможности заново обратиться за пособием, если опыт занятости окажется неудачным, дополняли друг друга. Недавно принятое пенсионное законодательство сделало более простым путь к приоставлению и возвращению пенсий и пособий на время поиска работы и ее завершения. Предложение по возможному изменению социальных выплат включает в себя предотвращение ситуаций, при которых молодые люди начинают получать пенсии, в то время как доступны рабочие места, и работодатели могут оплатить полную не субсидированную заработную плату сотруднику – инвалиду.

Франция

Профессиональное обучение

Во Франции инвалиды могут принимать участие как в общих программах для людей, долгое время находящихся без работы, так и в обучающих курсах в специализированных институтах. Действуют две программы профессионального обучения на рабочем месте: ЦПР (Центр Подготовки Работников) или ЦПС (Центр Подготовки Специалистов). Деятельность этих организаций, направленная на инвалидов, софинансируется со стороны Ассоциации по Управлению Фондом Социализации инвалидов (AGEFIPH). Работодатели единовременно получают денежную сумму в размере 1,524.49 евро в год за контракт на обучение на рабочем месте. Кураторы в компании могут следовать обучающим курсам.

Защищенные мастерские

Во Франции действуют две организации, предоставляющие услуги по защищенной занятости: ЦСТ (Центры Содействия Трудоустройству - Centres d’aides par le Travail) и МПР (Мастерская по подготовке работников - Ateliers Proteges). ЦСТ – большая из этих двух организаций, включает в себя 96,000 рабочих мест, из которых 75% заняты людьми с умственными расстройствами. МПР организовала около 18,000 рабочих мест, из которых 50% принадлежат сотрудникам с умственными расстройствами.

  • ЦСТ (Центры Содействия Трудоустройству):

ЦСТ – это не совсем коммерческие предприятия, скорее – медико-социальные институты. Официально работники не трудоустроены, но пользуются всеми преимуществами трудового законодательства (в сфере гигиены, медицины, безопасности…). Доход сотрудников складывается частично из коммерческой деятельности и частично из выплат по социальным пособиям. Потому финансовое бремя для ЦСТ облегчено, и они могут нанимать сотрудников, предоставлять им медицинскую и психологическую помощь. Количество рабочих часов в неделю варьируется от 35 до 39.

В организацию люди принимаются с 20 лет после прохождения процедуры COTOREP – Технической Комиссии по Профессиональному Руководству и Реинтеграции инвалидов. Переход к постоянной занятости очень ограничен (0,5%).

  • МПР (Мастерская по подготовке работников):

Статус занятости работников приближен к обычному статусу. Переход к постоянной занятости также относительно ограничен и составляет всего 4%.

Поддерживаемая занятость

Лишь несколько организаций во Франции целенаправленно выводят инвалидов на открытый рынок труда, используя метод поддерживаемой занятости. Одна из организаций – Сервис Плюс из Pays du Montbeliard в 2001 году смогла трудоустроить 112 человек (в регионе 194 500 жителей). Организация финансируется несколькими донорскими институтами (Планы департаментов по вовлеченности инвалидов, AGEFIPH …), а также получает средства в рамках Европейской инициативы «Равные» (EQUAL). Кандидаты подбираются в медико-педагогических институтах (IMPro, примерно треть), защищенных мастерских, Центрах интеграции и сопровождения на рынке труда (около 40%), через COTOREP, или другие социальные службы. Не только люди с умственными расстройствами вовлечены в данную деятельность, но и люди с психиатрическими или другими противопоказаниями к работе. Сервис Плюс выяснила, что порядка 5% сотрудников защищенных мастерских могут быть допущены к открытой занятости.

Процесс внедрения сотрудников в обычные организации проходит пошагово. Люди начинают с контракта на прохождение стажировки длительностью 3 месяца, затем получают «оперативный контракт» длительностью от 3 месяцев до 1 года, который можно однократно продлить, а затем постоянный контракт. Порядка 85% начинающих работников в конце процесса получают постоянный контракт.

Зарплаты в основном находятся на уровне защищенных мастерских (Atelier Proteges), а это значит, что людям необходимо предлагать другие стимулы для перехода от «обеспеченной» среды мастерской к «нестабильной» занятости в коммерческой компании. Люди всегда вернуться в мастерскую, если они не справятся с работой на открытом рынке труда.

Сервис Плюс также предлагает поддержку на протяжении всей профессиональной жизни. В компаниях назначаются кураторы, которые выстраивают отношения с сотрудником-инвалидом.

Рабочие места находятся во всех экономических секторах региона: рестораны, строительство, окружающая среда, автомобильное производство… Последние тенденции показывают, что работодатели становятся все более требовательными и потому затрудняют процесс для поставщиков услуг и инвалидов, ищущих работу.

Реинтеграция в открытый рынок труда

Ассоциацией по Управлению Фондом Социализации инвалидов (AGEFIPH) реализуются две схемы субсидирования заработной платы:

  • Первая схема (дотация на трудоустройство) предполагает компенсацию начальных проблем, случающихся при поступлении инвалида на работу. Это единовременное пособие составляет 2,286.74 евро, которые выплачиваются работодателю, нанимающему инвалида на постоянную работу, или на работу по контракту сроком более года. Рабочее время в таком случае должно быть минимум 16 часов в неделю. Инвалид также получает единовременное пособие в размере 1,524.49 евро. На участие в программе могут претендовать компании, в которых больше 20 сотрудников.
  • Вторая схема предполагает компенсацию низкой производительности труда инвалида (установленную в Руководстве для департаментов по работе, занятости и профессиональному обучению DDTEFP). Работодатель платит сотруднику нормальную заработную плату, которая компенсируется ему один раз в квартал.

Согласно проведенным оценкам, считается, что примерно треть людей, участвующих в каждой из схем страдает умственными расстройствами.

Общие комментарии по политической системе

Центральным в современной французской трудовой политике, направленной на инвалидов, является соглашением между государством и Ассоциацией по Управлению Фондом Социализации инвалидов (AGEFIPH). Это соглашение является частью Национального Плана Действий по трудоустройству и согласуется с задачами закона, принятого 10 июля 1987, а также специальной программой AGEFIPH. Оно направлено на:

  • Развитие персональной поддержки соискателей-инвалидов. В продолжение деятельности Национального Агентства по вопросам Занятости населения индивидуальная поддержка была предложена 90 000 инвалидам, недавно ушедшим с работы. За трехлетний период количество таких людей (со всеми типами инвалидности) достигло 180 000 человек;
  • Развитие процедур оценки и ориентации для 20 000 человек в год, которые проходят процесс ориентирования в рамках COTOREP для того, чтобы получить «обычное» рабочее место или профессиональное обучение;
  • Улучшение качества профессионального обучения инвалидов;
  • Развитие системы продолжающегося профессионального обучения;
  • Осуществление коммуникационной кампании, направленной на организации не соответствующие задачам, поставленным в законе;
  • Развитие альтернатив защищенным мастерским.
  • Для достижения данных задач Государственная служба занятости разработала систему государственной поддержки занятости и профессионального обучения, осуществляющуюся в рамках Национального Плана Действий по трудоустройству, борьбе и предотвращению исключенности в обществе.

Некоторые планы по исключенности инвалидов (PDITHs) стали основой для совместной деятельности государственной службы занятости, AGEFIPH и других вовлеченных партнеров. PDITH были созданы в 1992 году для предоставления структурной матрицы, влияющей на разработку политики департамента по интеграции инвалидов в обычный процесс трудоустройства. Они позволяют организовать корреляцию между национальными приоритетами и местными реалиями, основными и специальными мероприятиями.

В каждом регионе Национальное агентство по вопросам занятости (ANPE) предоставляет инвалидам услуги консультанта в сфере профессиональной интеграции.

Техническая Комиссия по Профессиональному Руководству и Реинтеграции инвалидов (COTOREP) анализирует статус работника-инвалида и принимает решения относительно его ориентации на обычную занятость, защищенное трудоустройство или на профессиональное обучение.

Германия

Профессиональное обучение

Основной задачей профессионального обучения инвалида является его обучение по одной из общепризнанных специальностей. По возможности данный процесс должен проходить в организации непосредственно рядом с обычными сотрудниками. Для людей с легкими умственными отклонениями это может быть вариантом в том случае, если им не требуется дополнительной поддержки или она не предоставляется (например, поддерживаемая занятость). Некоторые инвалиды с умственными расстройствами могут быть приняты в один из 52 Институтов Начального обучения инвалидов (Berufsbildungswerke), в которых доступно порядка 12,000 мест для обучения. Для получения дальнейшего образования или обучения новой специальности они могут быть зачислены в один из 28 институтов Продолженного обучения инвалидов, где насчитывается около 15 000 мест.

Защищенные мастерские

Из 200,000 инвалидов в мастерских 140000 - это инвалиды с умственными расстройствами. У работников нет обычного трудового контракта и потому они не получают полную зарплату. Существует ряд специальных программ по стимулированию перехода к обычной занятости, однако большинство остается в мастерских.

Недавно были созданы новые структуры, которые в некотором роде напоминали защищенные мастерские, но отличались от них в том плане, что как минимум 25%, но не более 50% сотрудников данных организаций – люди с тяжелыми формами инвалидности (Integrationsprojekte). Такие проекты, которые в принципе принадлежат обычному рынку труда, могут быть созданы независимо или как подразделение компании (ранее существовали в Западной Германии как компании по взаимопомощи, или специальные секции для инвалидов в обычных компаниях в Восточной Германии). Многие инвалиды – это люди с психологическими проблемами, но также есть и люди с умственными расстройствами. Однако, точное количество последних неизвестно.

Поддерживаемая занятость

Концепция поддерживаемой занятости (Unterstutzte Beschaftigung) понимается в широком смысле и включает в себя подготовку к работе, обучение, поиск работы, консультации по трудоустройству и постоянную поддержку на рабочем месте. Интеграционная служба ('Integrationsfachdienste') ставит перед собой задачу и предоставляет средства по ее достижению на организацию и финансирование различных составляющих поддерживаемой занятости. Получение текущей поддержки на долгосрочный или неопределенный период времени остается проблематичным, хотя Социальный Кодекс (Arbeitsassistenz) предоставляет «персональную поддержку на рабочем месте». Персональный ассистент может быть непосредственно нанят инвалидом. (SelbstorganisiertenArbeitsassistenz), может работать на организацию, услуги которой оплачивает инвалид из личных средств (Dienstleistungsmodell), или нанимается работодателем, на которого работает инвалид (ArbeitgeberorganisierteArbeitsasssitenz). Учитывая новизну данной услуги, существует целый ряд вариантов.

Реинтеграция в открытый рынок труда

Поддержка инвалидов на пути к рынку труда – обязанность Службы Занятости (Arbeitsamt), а также особой государственной службы по работе с людьми с тяжелой формой инвалидности (Integrationsamt). Для людей с умственными расстройствами эти службы полагаются в основном на услуги, предоставляемые третьими сторонами (Integrationsfachdienste), которые существуют в каждом регионе. Эти организации сопровождают человека на всем пути к рынку труда: оценка, поиск программ обучения или рабочего места, подготовка к работе, информирование и поддержка работодателей и коллег.

В случае необходимости 'Integrationsfachdienste' использует «метод личного дела» для выяснения способностей человека и наиболее подходящей для него работы. Этот метод является сочетанием аналитических методов IMBA и MELBA. Оценка может продолжаться в течение месяца, после чего человек приступает к работе (Arbeitserprobung), либо три месяца, если человек направляется в защищенную мастерскую (Eingangsverfahren).

Служба занятости является основным поставщиком субсидий по занятости. Они полностью покрывают расходы на заработную плату за 3 месяца испытательного периода. Расходы частично (от 30% до 70%) покрываются при всех других вариантах обычной занятости, в зависимости от многих факторов, таких как степень инвалидности, возраст человека, длительность периода без работы, частичная или полная занятость, предварительная работа в защищенной мастерской, и т.д. Однако, ни одна из данных субсидий не является постоянной (максимальная продолжительность выплат составляет 60 месяцев).

Ирландия

Профессиональное обучение

При поддержке Национального агентства по вопросам занятости (FAS) инвалиды могут пройти профессиональное обучение по общей или специализированной программе.

Общая Программа Профессионального обучения представляет собой обучение по специфическим навыкам по трудоспособности согласно определенному уровню профессиональной компетенции. С 2003 года политика в сфере профессионального обучения разрабатывается на основе трех составляющих:

  • Развитие навыков у инвалидов для содействия их занятости.
  • Стимулирование осознания работодателями того вклада, который могут сделать инвалиды в их предприятие, и способствование тому, чтобы компании больше привлекали к работе инвалидов
  • Предоставление специальной поддержки по занятости для инвалидов и работодателей

Специальная Программа Профессионального обучения основной своей задачей считает профессиональную интеграцию инвалидов. Согласно Оперативной Программе Развития занятости и Ресурсов, существует два уровня проведения обучения:

  • Вводное обучение навыкам
  • Специальное обучение навыкам

Реабилитационное обучение предоставляется Департаментом здравоохранения и детства. В нем делается акцент на развитии основных личных возможностей человека, например, жизненных и социальных навыков, в соответствии с потенциалом каждого человека. Для получения обучающими организациями государственного финансирования своих программ необходимо пройти аккредитацию в Национальном Комитете по Аккредитации.

Наконец, существует ряд Программ, связанных с профессиональным обучением. Они являются общими по содержанию (доступны всем людям без исключения), но ввиду незначительной поддержки нечасто используются инвалидами.

  • Стажировки FAS - это метод, при котором человек работает на компанию в качестве ученика в определенной сфере и получает все необходимые навыки, знания и отношения для того, чтобы стать квалифицированным специалистом. Стажировки предполагают, что человек пройдет специальные тесты и оценку для того, чтобы доказать собственное достижение установленных стандартов навыков и компетенции за время стажировки.
  • Обучение предоставляется в учебных центрах FAS, где ученики развивают и учат специальные рабочие навыки. Затем они переводятся на рабочее место, где следуют согласованному FAS и работодателем расписанию обучения для того, чтобы дальше развивать свои навыки и достигнуть профессионализма в своей деятельности, а значит и официальной квалификации.
  • Клубы по поиску работы созданы для помощи участникам в приобретении ими уверенности. Они предоставляют все ресурсы, необходимые для интенсивного поиска работы. В условиях рынка труда, на котором царят предубеждения, Клубы предоставляют ресурсы тем, кто готов трудоустроиться, но не обладает необходимыми навыками поиска работы.

Защищенные мастерские

Защищенная занятость предлагается Департаментом здравоохранения и детства. В 2003 году определение реабилитационной работы пересматривалось, однако считается, что 2900 человек работают в 216 организациях (по данным NACTE). Национальная база данных по интеллектуальной инвалидности (NIDD 2000) насчитывает 4,585 человек в защищенных мастерских и обучающих центрах, однако не предоставляет разбиения информации по типу услуг.

Поддерживаемая занятость

Национальная Программа по Поддерживаемой занятости финансируется из средств Национального Плана Развития и поддерживается FAS. В стране были созданы 24 консорциума разных по типу организаций. Услуги, предоставляемые консорциумами, включают в себя поддержку консультанта по трудоустройству для вовлечения в работу на открытом рынке труда (должно соответствовать законодательству по трудоустройству, например, минимальный уровень заработной платы, выходные, продвижение по службе и т.д.). В 2002 году Национальная Программа по Поддерживаемой занятости оказала поддержку 1,918 людям, 735 из которых были трудоустроены, из них примерно 50% страдают умственными расстройствами.

До Национальной Программы по Поддерживаемой занятости считалось, что 717 участвуют в поддерживаемой занятости, предоставляемой службами занятости и волонтерскими организациями.

Реинтеграция на открытый рынок труда

Другой важной программой FAS для инвалидов является Программа Поддержки Занятости (ESP). ESP предлагает финансовую поддержку работодателям, чтобы подвигнуть их к найму инвалидов, чья производительность составляет 50-80% от нормального уровня. Человек работает в соответствии с теми же условиями, что и остальные сотрудники. Работодатель платит 100% заработной платы, как и было обещано, а AS выплачивает работодателю грант на покрытие его расходов. Инвалиды в течение 1 года могут сохранить вторичные социальные пособия. Это относительно небольшая программа, работающая примерно с 400 инвалидов.

Социально-экономическая Программа FAS направлена на поддержку развития социально-экономических предприятий, которые будут способствовать экономическому и социальному восстановлению сообществ. Социально-экономические предприятия стремятся:

  • Предложить собственность сообществу или людям с похожими интересами
  • Отвечать потребностям рынка
  • Делать акцент на экономическом и социальном развитии сообщества
  • Приносить пользу как сообществу, так и отдельным его членам
  • Предлагать достойные возможности для трудоустройства.

Общие комментарии по политической системе

Следуя отчету Комиссии по статусу инвалидов «Стратегия равенства» (1996), в июне 2002 года Правительство Ирландии провело реструктуризацию установленных полномочий по предоставлению услуг по трудоустройству и обучению инвалидов. В соответствии с главным принципом активизации общего направления, Департамент здравоохранения и детства сохранил полномочия по ежедневным мероприятиям, реабилитационному обучению и защищенной занятости, а полномочия по профессиональному обучению и занятости, включая и «поддерживаемую защищенную занятость», перешли к Департаменту предпринимательства, торговли и занятости. Кроме того, ряд обучающих мероприятий, ранее осуществляемых Национальным Реабилитационным советом, были переданы Национальному Агентству по вопросам обучения и занятости (Foras Aiseanna Saothair –FAS). FAS отвечает за предоставление услуг на рынке труда всем группам граждан, включая инвалидов, и отчитывается перед Департаментом предпринимательства, торговли и занятости.
Считается, что стимулирование работодателей будет полезным. Например, в течение первых 6 месяцев может выплачиваться грант на покрытие заработной платы инвалида. Другим вариантом может быть снижение налогового бремени работодателя.
Ирландские политики также рассматривают возможность развития «брокерской» системы, при которой инвалиды смогут выбирать какие услуги им требуются и кто их будет предоставлять. Среди других идей – финансирование более 1 года, более регулярные выплаты за услуги, реализуемые в сообществе. Это поможет стратегически планировать развитие подобных услуг и потому сделает их более стабильными.
Людей с умственными расстройствам непосредственно касается инициатива ирландских политиков в сфере образования и обучения, что поможет показать работодателю его выгоды от найма сотрудника с проблемами в обучении. Вместе с этим, необходимо большее внимание к схеме NESP на национальном уровне. Это поможет работе консультантов по трудоустройству с работодателями. Заключительный комментарий касается планов выделения больших средств на улучшение транспорта для инвалидов.

Италия

Профессиональное обучение

При профессиональном обучении (“Formazione”) люди изучают профессию, посещая курсы в специальных образовательных центрах. Это гарантирует человеку получение подходящей квалификации и соответствующих ей профессинальных знаний, которые по настоящему нужны в местных компаниях. Другим способом получение соответствующего опыта является обучение на рабочем месте или стажировка. В конце обучения на рабочем месте компания должна нанять ученика. Во время периода обучения инвалиды должны получать соответствующее психосоциальное и образовательное консультирование. Студенты могут быть зачислены в проект, являющийся промежуточной альтернативой между школой и рабочим местом. Основные люди в данное время: координатор (обычно сотрудник образовательного центра), кураторы (обычно сотрудники компании, в которой будут работать инвалиды), а также сотрудники Организации министра здравоохранения (A.S.L.).

Защищенные мастерские

Закон 381 от 1991 года регулирует деятельность социальных организаций в Италии, так называемое “Cooperative Sociali”. Это основной способ предоставления рабочих мест инвалидам в Италии. Существует еще два вида социального сотрудничества:

  • Социальное сотрудничество, тип A

Эти социальные компании помогают инвалидам. Один или более людей с ограниченными возможностями обычно входят в состав Совета Директоров данных фирм. Большинство сотрудников - нормальные люди и они поддерживают тех, кто не самодостаточен.

  • Социальное сотрудничество, тип B

В таких социальных компаниях подавляющее большинство сотрудников – инвалиды. Некоторые из обычных людей берут на себя роль «учителей» для менее квалифицированных сотрудников и зачастую выполняют в компании координирующую роль.

Поддерживаемая занятость

Перечисленные далее программы являются не просто схемами поддерживаемой занятости, а также включают элементы профессиональной оценки и профессионального руководства:

  • «Добро пожаловать» (“Accoglienza”).

В рамках данной программы социальные службы инициируют «принятие» инвалидов в начале их рабочей жизни. Организации, предоставляющие такие программы, варьируются в разных регионах. Они включают такие институты как Организация министра здравоохранения (A.S.L.) и Отдел по работе с людьми в инвалидных креслах (U.V.H.). Эти организации могут помочь подготовить инвалида к социальной интеграции. Работа сотрудников ASL и UVH в рамках данной программы позволяет инвалидам получать поддержку людей, которые хорошо знают социальные и медицинские проблемы инвалидов. Для организаций вовлеченных в данную программу, было бы желательно работать сообща с сетевой организацией других поставщиков услуг. К сожалению, в реальности основные организации в большинстве случаев работают самостоятельно и в результате некоторые преимущества для инвалидов теряются.

  • Профессиональное руководство (“Orientamento”).

В рамках данной программы специально обученные сотрудники помогают инвалиду определить лучший для него вариант на рынке труда. Во время данного периода инвалиды шаг за шагом открывают для себя, что бы им хотелось делать, и что они могут делать. Центральными фигурами данного процесса являются инвалид и его родственники. В первый раз инвалиды остаются без родных и потому этот период чрезвычайно важен. Пользуясь поддержкой, они учатся быть более независимыми, а затем принимать решения о трудоустройстве самостоятельно. Для данной программы также актуален недостаток взаимодействия, как и в программе «Добро пожаловать», что зачастую приводит к ситуации, когда поддержка изолирована и не имеет продолжения.

  • Сопровождение (“Accompagnamento”).

Этот этап может проходить в то же время как и обучение. Согласно закону 328 создается новая важная фигура посредника на работе (“Mediatore al Lavoro”). Во время периода сопровождения посредник сопоставляет потребности инвалида и компаний, в которой они работают. Посредник на работе сопровождает инвалида до рабочего места и отвечает за успех его деятельности. Во время этого первоначального периода инвалиды научатся делать то, что от них ожидается для интеграции на рабочем месте.

Реинтеграция в открытый рынок труда

В Италии существует федеральное и региональное законодательства, поддерживающие интеграцию в рынок труда. Согласно закону 68/99 все соискатели с ограниченными возможностями должны зарегистрироваться в местном отделении A.S.L для оценки. После этой оценки (функциональный диагноз, социально профессиональное досье и заключительный отчет) определяется конкретный потенциал для работы каждого соискателя. Согласно этому потенциалу человек затем регистрируется в подходящем листе ожидания работы (один на каждую провинцию). Существует ряд программ по обучению и поддержке на рабочем месте, которые могут помочь интеграции инвалидов в рынок труда.

Что касается субсидированной занятости в законе 68/99 предусмотрен ежегодный бюджет в 31 млн. евро для компенсации налогов, заплаченных работодателем за инвалида, что составляет до 100% на максимальный срок 8 лет (зависит от степени инвалидности). Максимальный уровень компенсации предусмотрен для людей с рабочим потенциалом сниженным более чем на 79%, а также для всех людей с психиатрической или интеллектуальной инвалидностью. Компенсация налогов регионами для данных групп будет не более 10% от общего доступного бюджета.

Общие комментарии по политической системе

Согласно закону 68/99 ответственность за организацию услуг по интеграции в рынок труда возложена на местные администрации. Успех закона (и профессиональная интеграция инвалидов) завит от способности различных служб (занятости, здравоохранения, социальных услуг и обучения) на местном уровне эффективно взаимодействовать.

Когда человек с проблемами в обучении начинает работать, государство сохраняет его социальный пенсионный доход, если он не зарабатывает в год более 15,000 евро без вычета налогов. Эта проблема актуальна для многих инвалидов. Человек, работающий неполный день, может заработать более 15,000 евро в год, и потому многие инвалиды не хотят работать, т.к. боятся потерять свою пенсию и не заменить ее соответствующим заработком. Другим недостатком существующей политики является то, что люди ставшие инвалидами на работе, а затем вернувшиеся к ней будут терять свои пенсии в геометрической прогрессии. Многие люди в такой ситуации сталкиваются с теми же проблемами, что и инвалиды от рождения.

Более общей проблемой в Италии является недостаток позитивного отношения к инвалидности. Работодатели считают, что инвалиды – только балласт, а среди родственников инвалидов зачастую отсутствует желание инвестировать в их будущее. Потому наиболее серьезной проблемой современной итальянской системы считается то, что открытый рынок труда рассматривается как пригодный только для обычных людей. Это мнение слишком закостенело и не позволяет инвалидам нормально профессионально или карьерно развиваться.

В предыдущие годы в итальянских школах была программа под названием «гражданское образование», которая говорила об уважении к разнообразию и социальному вовлечению. В настоящее время «гражданское образование» больше не преподается. Если нам необходимо изменить ментальность итальянцев в вопросе социального вовлечения, нужно работать с детьми, т.к. гораздо сложнее изменить мнение взрослых людей.

Необходимо, чтобы законы и нормативные акты были более гибкими, т.к. история каждого инвалида уникальна, как и его проблемы, а существующие правила не позволяют применять индивидуальный подход для адекватного удовлетворения потребностей людей.

Не смотря на то, что закон 68/99 применим ко всем группам инвалидов, не существует такого понятия как равные возможности на трудоустройство инвалидов: людям с физическими ограничениями гораздо проще найти работу, чем людям с психическими или умственными проблемами. Если они смогли устроиться на работу, то зачастую это кооператив, и они получают пенсию по инвалидности, а не настоящую заработную плату на открытом рынке труда.

Великобритания

Профессиональное обучение

В стране существует целый ряд обучающих программ для тех, кто хочет начать работать. Принять участие в них могут люди в возрасте от 25 до 63 лет, которые находятся без работы более чем 6 месяцев. Программа под названием «Программа обучения на рабочем месте для взрослых людей» направлена на людей, которые потеряли работу и им нужно получить новые навыки. Инвалиды могут принять в ней участие, если они остались безработными.

Защищенные мастерские

Remploy – компания, получающая государственные субсидии, чья деятельность ограничена специальной гарантией. Компания состоит из 90 фабрик, на которых работает 6684 человека и Службу Remploy Interwork, в которой работают 5383 инвалида (данные за 2001 год). Программа компании Remploy предлагают стабильную и относительно хорошо оплачиваемую работу. По данным последних исследований эти программы критикуются однако в то же время значителен уровень удовлетворения и поддержки программ инвалидами. Они реализуются в рамках инициативы местных властей и волонтерских организаций WORKSTEP, которой предоставляются поддерживаемые рабочие места. На предприятиях производится множество товаров и услуг: мебель, медицинские и косметические продукты, текстиль, библиотечные и печатные услуги, хозяйственные и сантехнические принадлежности, услуги по упаковке и работе с контрактами.

Interwork предоставляет субсидию по заработной плате, согласованную с работодателем на основе анализа продуктивности. В основном сотрудники переходят от системы социальной поддержки (исключая приоритетные пособия) к работе более чем 16 часов в неделю для того, чтобы иметь право принять участие в программах. Существует большое количество людей с проблемами в обучении в программах Interwork. Этот показатель ниже в мастерских Remploy.

Поддерживаемая занятость

Агентство по поддерживаемой занятости масштабно финансируется из бюджетов социальных служб местных властей. Эти службы обычно предлагают определенное количество основных услуг, включая составление профессионального досье для определения возможностей и интересов клиента; анализ рабочего места для оптимального понимания работы и соотношения ее с клиентом; поддержку и обучение на рабочем месте; последующую оценку, решение проблем и карьерный рост. Информация о том, сколько и какие люди вовлечены, отсутствует. В 1996 году считалось, что 2000 человек были заняты на общественных работах; при этом они были направлены туда при поддержке 200 поставщиков услуг (некоторые из которых были на столько малы, что в их штате трудилось 1-2 человека). На тот момент 96% людей вовлеченных в поддерживаемую занятость имели проблемы с обучаемостью. 50% из них работало менее 16 часов в неделю, при этом многие сохраняли свои пособия и довольствовались маленькой заработной платой. В настоящее время их работа должна оплачиваться, исходя из минимального уровня заработной платы ?4.60 в час, что снизило общее количество рабочих часов до 4-5 в неделю.

Во-вторых, основные программы по реинтеграции «WORKSTEP» и «Доступ к работе» позволяют инвалидам пользоваться некоторыми услугами по поддерживаемой занятости. WORKSTEP стала в настоящее время достаточно гибкой для того, чтобы позволить оплату услуг консультанта по трудоустройству или выплату работодателю за поддержку на рабочем месте. Программа «Доступ к работе» также может использоваться для получения поддержки на рабочем месте, но на ограниченный период времени. Ожидается, что людям вовлеченным в программу «Доступ к работе» требуется меньшая поддержка, чем участникам программы WORKSTEP.

Реинтеграция в открытый рынок труда

У инвалидов в Великобритании есть несколько путей, которым они могут следовать. Если человек хочет трудоустроиться, он может направиться в организацию Job Centre Plus, куда обращаются все соискатели для поиска работы и получения пособий для соискателей. Здесь их направят к специалисту – советнику по вопросам занятости инвалидов. Советник поможет им разработать план. Команда советников может пригласить дополнительных региональных экспертов для проведения более тщательного анализа. Это такие специалисты как: физиотерапевты, трудотерапевты, системные администраторы, специалисты по поддержке и адаптации. Советники по вопросам трудоустройства инвалидов проведут оценку и разработают план действий с человеком, для этого в их распоряжении есть ряд схем.

Схема подготовки к работе – это короткая программа по поддержке до 13 недель (обычно 6), специально разработанная для инвалидов. В ее рамках обычно предоставляется неоплачиваемая работа для получения опыта, а также мероприятия по персональному развитию, проводимые поставщиком услуг. Эти программы используются для оценки лучших вариантов трудоустройства и помощи по выработке навыков у человека.

Схема введения в работу предлагает 6 недель дополнительного финансирования работодателей и обычно используется для преодоления короткого вводного испытательного срока до заключения постоянного контракта.

Новые возможности для инвалидов – брокеры по трудоустройству. Инвалиды также могут напрямую обратиться в данную программу, которая направлена на людей, обращающихся за пособием по нетрудоспособности. Она реализуется рядом волонтерских, государственных и частных организаций на основе контракта с Job Centre Plus. Услуга предполагает интенсивную поддержку по планированию и решению проблем людей при поиске и получении работы.

Субсидированная занятость: WORKSTEP – это центральная программа, финансируемая правительством. Она направлена на предоставление работы людям с комплексной инвалидностью, которые в последствии могут принять участие в неподдерживаемой занятости. Программа предлагает рабочие места в 145 муниципалитетах или волонтерских организациях, предоставляющих услуги. WORKSTEP также предлагает возможность поддерживаемой занятости через 200 организаций, при этом люди направляются на работу в обычные компании. Ранее это достигалось в основном за счет предоставления работодателю субсидии на заработную плату, уровень которой определялся в соответствии с продуктивностью инвалида. Финансирование в рамках программы WORKSTEP в настоящее время может быть использовано для получения других услуг по поиску долгосрочной занятости на открытом рынке труда, включая оплату услуг консультантов по трудоустройству, кураторства и обучения на рабочих местах.

Общие комментарии по политической системе

Новая схема организации позволяет любому человеку, обращающемуся за пособием по нетрудоспособности, устроиться на оплачиваемую работу без разрешения врача. Такой человек, обращающийся за пособием, должен будет проинформировать социальную службу о своей работе до ее начала. Люди могут продолжать получать пособие по нетрудоспособности или тяжелой форме инвалидности, выполняя разрешенную работу.

Согласно новым правилам люди, которые работают в сообществе и под контролем профессионального социального работника (приглашенного или нанятого муниципальной или волонтерской организацией) не должны быть ограничены во времени. Эта новая категория называется Поддерживаемая работа и включает в себя например, людей, которые общаются со своим координатором или сотрудником по развитию занятости, либо людей, проходящих процесс оценки социальных служб.

Однако для того чтобы увеличить занятость инвалидов в Великобритании, поддерживаемая занятость должна быть более широко распространена, нежели чем в настоящее время, при этом необходимо принимать во внимание следующие рекомендации:

  • связь между сектором поддерживаемой занятости и модернизированной программой WORKSTEP должна быть усилена и расширена, при этом первая будет финансироваться из средств последней.
  • связи между агентствами по поддерживаемой занятости и развивающейся системой личных советников должны быть расширены для того, чтобы обеспечить доступ к модели поддерживаемой занятости через любую форму, которая будет основным путем для поддержки, связанной с трудоустройством.
  • пособия и другие подобные системы (содержание дома, личные расходы) должны быть реформированы таким образом, чтобы обеспечивать большую безопасность и высокую мотивацию людей к работе (и конечно, содержать меньше проблемных моментов).

Наконец существует потребность обеспечения того, что молодые инвалиды поддерживаются при переходе к трудоустройству, когда они окончили школу или колледж. Следующие шаги могут помочь обеспечению того, что поддерживаемая занятость станет реальным вариантом для нуждающихся в ней:

  • местные социальные службы/департаменты по социальной работе должны включить в планы общественной заботы поддерживаемую занятость как серьезную альтернативу предоставлению ежедневных услуг;
  • советы по изучению навыков (финансируют большую часть образовательных потребностей 16-25 летним людям, включая оплату колледжа и профессиональное обучение, а также любые специальные потребности, связанные с этим) должны осознавать роль, которую может играть поддерживаемая занятость, и потому финансировать возможности трудоустройства учеников во время их обучения в школе;
  • агентство по поддерживаемой занятости должны активнее работать в школах, показывая ученикам, что занятость – один из вариантов, а также предоставляя поддержку, которая необходима при выпуске из школы;
  • департамент образования и навыков должен обеспечить отсутствие конфликта между национальным перечнем предметов и способствовать тому, что молодые инвалиды исследуют возможность занятости, обучаясь в школе.

 

Популярные материалы Популярные материалы

 
 
Присоединиться
 
В Контакте Одноклассники Мой Мир Facebook Google+ YouTube
 
 
 
 
Создан: 28.02.2001.
Copyright © 2001- aupam. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.