Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.
 
 
 
Меню   Раздел Законодательство   Реклама
         
 
Поиск
 

Мой баннер
 
Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Статистика
 
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
 

Право на самостоятельное проживание (Статья 19 "Самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество")

Статья 19. Самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество
Государства-участники настоящей Конвенции признают равное право всех инвалидов жить в обычных местах проживания, при равных с другими людьми вариантах выбора, и принимают эффективные и надлежащие меры для того, чтобы содействовать полной реализации инвалидами этого права и их полному включению и вовлечению в местное сообщество, в том числе обеспечивая, чтобы:
a) инвалиды имели возможность выбирать наравне с другими людьми свое место жительства и то, где и с кем проживать, и не были обязаны проживать в каких-то определенных жилищных условиях;
b) инвалиды имели доступ к разного рода оказываемым на дому, по месту жительства и иным вспомогательным услугам на базе местного сообщества, включая персональную помощь, необходимую для поддержки жизни в местном сообществе и включения в него, а также для недопущения изоляции или сегрегации от местного сообщества;
c) услуги и объекты коллективного пользования, предназначенные для населения в целом, были в равной степени доступны для инвалидов и отвечали их нуждам.
В Первоначальном докладе Российской Федерации о выполнении Конвенции ООН о правах инвалидов в отношении обязательств по статье 19 указаны следующие меры, предпринятые для осуществления:
Статья 19. Самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество
27. В Российской Федерации признается равное право всех инвалидов на независимый образ жизни и вовлеченность в жизнь местного сообщества в соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
28. В соответствии с нормами Конституции РФ (статья 40) каждый имеет право на жилище (а). Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В целях обеспечения права инвалидов на свое место жительства Жилищным кодексом Российской Федерации (статья 52) и Законом о социальной защите инвалидов в Российской Федерации (статья 17) установлено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, имеют право на обеспечение жильем, в том числе за счет средств федерального бюджета, а другие инвалиды — право на обеспечение социальным жильем за счет средств бюджета регионов.
Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства.
Судебными органами реализуется практика защиты прав инвалидов на получение жилья, что подтверждается прилагаемым решением Судебной коллегии Самарского областного суда (приложение 11).
29. Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Оплата жилого помещения, жилищно-коммунальных услуг коллективного пользования для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, установлена по сравнению с другими лицами в льготном режиме (со скидкой не ниже 50 процентов) (с).
30. Законопроектом о выполнении Конвенции предусматривается обязанность органов государственной власти и местного самоуправления создавать инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах, а также предъявляется требование по обеспечению приспособленности жилых помещений для использования инвалидами (с).
31. В целях обеспечения в равной степени доступности для инвалидов получения услуг, сопровождаемых персональной помощью, законопроектом о выполнении Конвенции впервые предусматриваются меры по формированию системы оказания инвалидам помощи в преодолении барьеров со стороны помощников и посредников как из числа персонала учреждений, предоставляющих услуги (в частности, на объектах социальной и транспортной инфраструктуры, избирательных участках), так и персонала социальных служб. Определение порядка оказания такой помощи является обязанностью федеральных и региональных органов власти. (b, c)
32. На реализацию положений Конвенции о самостоятельном образе жизни и вовлеченности инвалидов в жизнь местного сообщества, несмотря на ограничения жизнедеятельности, направлены нормы принятого в декабре 2013 года Закона об основах социального обслуживания, которым введено социальное сопровождение граждан, в том числе инвалидов, при предоставлении социальных услуг, предполагающее содействие в оказании медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, основывающееся на межведомственном взаимодействии организаций, оказывающих такую помощь. Мероприятия по социальному сопровождению осуществляются с использованием методик преемственности и в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг. (b)
33. В целях повышения адресности персональной помощи, необходимой для поддержки самостоятельного образа жизни инвалидов в местном сообществе, после ратификации Конвенции принят Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи», которым введено оказание государственной помощи на основании социального контракта и малоимущим семьям, в том числе инвалидам, которые хотят предпринять активные действия по преодолению бедности, региональные органы власти оказывают более весомую, по сравнению с другими лицами, материальную поддержку в том случае, если будет заключен социальный контракт и принята индивидуальная программа их социальной адаптации. (b)
34. В Российской Федерации функционирует свыше 2200 центров (комплексных центров) социального обслуживания с 477 отделениями временного проживания, 808 отделениями дневного пребывания. При центрах социального обслуживания успешно работают около 13000 отделений социального обслуживания на дому. Разнообразный спектр оказываемых социальными работниками услуг, в том числе на дому (социально-медицинские, реабилитационные, психологические, социально-бытовые), получают в повседневном режиме около 627 тысяч инвалидов (взрослых и детей). (b) Начиная с 2012 года оформление заявлений об оказании социальных услуг по желанию инвалида может осуществляться в электронной форме, а также с использованием обращения в многофункциональные центры и технологии «единого окна» по месту жительства.
Увеличение за последние 3 года на 40% удельного веса граждан, в том числе инвалидов, получающих социальное обслуживание на дому в соответствующих положениям Конвенции формах (патронатная семья, услуги на дому, санаторий на дому), способствует повышению возможности выбора инвалидом места жительства, в том числе в семье без чрезмерного обременения других членов семьи, без элементов сегрегации и изоляции от местного сообщества. (b)
35. Основными направлениями дальнейшего совершенствования социальной политики в целях обеспечения самостоятельного образа жизни инвалидов в местном сообществе является развитие инновационных форм социального обслуживания, расширение практики устройства инвалидов в патронатные семьи, внедрение частно-государственного партнерства и развитие конкурентной среды в сфере предоставления им социальных услуг. С этой целью осуществляется подготовка нормативных правовых актов об утверждении соответствующих стандартов и правил реабилитации и социального обслуживания.

Комментарии общественных организаций инвалидов:

1. В настоящее время почти половина граждан с ментальной инвалидностью, признанных недееспособными, проживает в стационарных учреждениях8. Практика помещения граждан в стационарные учреждения без предоставления им реальной возможности самостоятельного выбора места проживания или участия в принятии такого решения противоречит Конвенции.
2. Условия проживания в государственных стационарных учреждениях в некоторых регионах постепенно улучшаются, однако во многих регионах они не только не соответствуют санитарным нормам, но и фактически приближены к психиатрическим больницам. Нужны системные изменения в организации условий проживания в этих учреждениях и разработка правил внутреннего распорядка, соответствующих требованиям действующего законодательства и Конвенции. Условия проживания в государственных стационарных учреждениях должны быть пересмотрены с точки зрения обеспечения достоинства личности, автономии воли и максимально возможного участия проживающих в жизни местного сообщества.
Комментарий ВООО АРДИ «Свет», г. Владимир: надо отметить, что альтернативных ПНИ9 вариантов проживания людей старше 18 лет нет. Безусловно, проживание в психоневрологическом интернате — это гарантированная государством форма обустройства человека с особыми потребностями. Эта форма могла бы быть вполне приемлемой, если бы в интернатах были созданы все условия для развития личности и индивидуальности человека, если бы там работали трудовые мастерские, кружки для занятий творчеством. Однако это невозможно в силу самой специфики таких учреждений, поскольку проживание под одной крышей сотен, а в некоторых случаях более тысячи людей, да еще и с тяжелыми нарушениями здоровья, неизбежно будет делать такие учреждения закрытыми и основанными на жестком режиме. Именно поэтому важна открытость таких учреждений для общественного контроля,

8 Стационарными учреждениями социального обслуживания называются организации, предоставляющие услуги в стационарной форме. Согласно пункту 3 статьи 19 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ, социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями. Названия таких учреждений могут быть различными — например, дом-интернат, психоневрологический интернат; они могут быть специализированными, то есть оказывать социальные услуги определенной группе граждан (граждане пожилого возраста и инвалиды, дети-инвалиды и т. д.)
9 Психоневрологический интернат (сокр. ПНИ).

чего пока не наблюдается. Это создает ситуацию, когда нарушения прав и законных интересов проживающих там граждан становятся частью официальной практики10.
Комментарий СГООИК «Ассоциация Десница», г. Самара: самостоятельное проживание для человека с ментальной инвалидностью — это не обязательно проживание в семье, это может быть проживание вне семьи, в том числе и в учреждении, но выбор должен зависеть от желания, предпочтений и потребностей самого человека. Выбор должен делать он сам, а не другие люди за него. Ключевым моментом при решении вопроса о том, какой тип проживания подходит человеку, должен быть выбор самого человека... Право на проживание в небольшом учреждении тоже может рассматриваться как право на самостоятельное проживание, нельзя сказать, что это не соответствует Конвенции. К самостоятельному проживанию можно отнести и совместное проживание нескольких людей с инвалидностью в небольшом сообществе семейного типа — впрочем, его же можно назвать и «проживанием дома». А вот систему ПНИ в нынешнем виде едва ли можно назвать самостоятельным проживанием...11
3. Согласно Закону РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.1992 г. № 3185-1, выписка гражданина, страдающего психическим расстройством, из стационарного учреждения (интерната) возможна по личному заявлению лица, в том числе лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, при наличии заключения врачебной комиссии с участием врача-психиатра о том, что по состоянию здоровья такое лицо способно проживать самостоятельно (статья 44). Гарантий оказания бесплатной юридической помощи при принятии таких решений, а также участие независимых экспертов и участие гражданина в принятии таких решений данный закон не предусматривает. На практике для граждан, проживающих в интернате, принятие решений о самостоятельном проживании зависит всецело от мнения врача данного учреждения или администрации.
Исследования отражают недовольство существующей системой защиты прав и недостаточность информации о правах. Опросы, проведенные в ряде российских регионов в 2011 году, показали, что более 89% опрошенных лиц с ментальной инвалидностью и членов их семей не удовлетворены существующей системой защиты прав и отсутствием доступной информации о своих правах. Более 68% от этого числа хотели бы получать помощь юриста12.
4. Типичная ситуация в стационарном учреждении (больница или интернат) заключается в том, что гражданин готов, по мнению специалистов, жить самостоятельной жизнью вне учреждения, гражданин сам этого хочет. Однако нет возможности подобрать ему опекуна, поскольку у него нет родственников, готовых принять обязанности опекуна, а в регионах отсутствуют государственные либо муниципальные службы профессиональных опекунов.
Пример из г. Самара: «В нашу организацию обратилась журналистка, узнавшая о молодом человеке 27 лет, лежащем в психиатрической больнице в связи с тем, что его отец и мачеха, признав его недееспособным в судебном порядке, в последующем отказались от опекунства,

10 Ситуационный отчет по проекту «Правовое просвещение и повышение гражданской активности в области защиты прав и свобод людей с инвалидностью» (январь-сентябрь 2014 г.), с. 12 // http://perspektiva- inva.ru/protec-rights/articles/vw-2051/
11 Аналитическая справка СГООИК «Ассоциация Десница» (г. Самара), с. 4.
12 Мониторинг нарушений прав лиц с ментальной инвалидностью и членов их семей. М.: РООИ «Перспектива», 2011. С. 13.

после чего он был помещен в психиатрическую больницу без права выхода оттуда. Даже погулять на территории больницы его не выпускают. При этом в настоящее время его состояние, по словам главного врача больницы, удовлетворительное, однако отсутствует человек, который был бы готов оформить над ним опекунство.
Особого внимания заслуживает тот факт, что в момент рассмотрения судом заявления о признании его недееспособным ни он, ни лица, которые могли бы подтвердить его дееспособность, не присутствовали, что судом было оставлено без внимания несмотря на то, что согласно п. 1 ст. 284 ГПК РФ заявление о признании гражданина недееспособным суд рассматривает с участием самого гражданина, заявителя, прокурора, представителя органа опеки и попечительства. Гражданин, в отношении которого рассматривается дело о признании его недееспособным, должен быть вызван в судебное заседание, если его присутствие в судебном заседании не создает опасности для его жизни или здоровья либо для жизни или здоровья окружающих, для предоставления ему судом возможности изложить свою позицию лично либо через выбранных им представителей. Действующее законодательство предусматривает в качестве обязательного условия опрос лица, в отношении которого подано заявление о признании недееспособным, для формирования у суда собственного объективного мнения о его состоянии и способности осознавать совершаемые им действия и их последствия». Роль общественных организаций в документировании таких случаев должна быть в большей мере признана и востребована органами государственной власти, которые отвечают за реализацию политики поддержки самостоятельного проживания.
4. Вопрос о поддержке самостоятельного проживания нуждается в системном решении и более детальном законодательном оформлении. Так, нуждается в развитии система приближенных к месту жительства гражданина услуг, предоставления социальных услуг на дому. Слабо развивается институт поддержки граждан, проживающих самостоятельно в собственном жилье, в виде назначения профессионального опекуна (то есть организации или гражданина, постоянная профессиональная деятельность которых связана с выполнением обязанностей опекуна и выполняется ими за плату). Очень редко применяется институт патронажа и назначения помощника, который предусмотрен в статье 41 Гражданского кодекса РФ.
Например, по данным 2010 года в Архангельской области 6641 человек имеет инвалидность в связи с психическим заболеванием, в том числе недееспособными признаны 2881. Из них чуть менее половины (1265 человек, 43,9%) проживает в стационарных учреждениях социальной защиты. Остальные 1616 граждан проживают в семьях, либо являются одинокими или находятся в психиатрических стационарах13. Соответственно, лишь небольшая часть граждан, проживающих самостоятельно, имеет возможность получать поддержку профессионального опекуна. Учитывая, что единственное в области муниципальное учреждение (МБУ «Центр помощи совершеннолетним подопечным» г. Архангельска) обеспечивает профессиональную опекунскую поддержку, получать такую услугу могут лишь граждане, проживающие в Архангельске, в других муниципальных образованиях региона она недоступна. Под патронажем, по данным органов социальной защиты населения на 2012 год, 478 человек в Архангельской области (в том числе и граждане, имеющие психические нарушения) имеют помощника согласно договору о патронаже, заключаемому в соответствии со ст. 41 ГК РФ.

13 Общественный доклад о соблюдении прав людей с психическими нарушениями и ментальной инвалидностью в Архангельской области и рекомендации по реализации их прав в соответствии с Конвенцией ООН о правах инвалидов. Архангельск, 2013, с. 16.

При этом 90% из них (423 человека) находятся под патронажем в городе Архангельске14. В других муниципальных образованиях патронаж практически не развивается, что связано с недостаточным вниманием со стороны органов власти к развитию патронажа, отсутствием нормативно-правовых и организационных механизмов для его развития на региональном уровне. Услуги патронажа на профессиональной основе (подготовленными помощниками) реализуются лишь единственным в городе Архангельске учреждением (вышеупомянутым центром помощи совершеннолетним подопечным).
Около 40% граждан, признанных недееспособными, проживают в учреждениях социального обслуживания в Нижегородской области. Согласно данным министерства социальной политики Нижегородской области, по состоянию на 1 января 2013 года в области состоят на учете в органах опеки и попечительства 8100 совершеннолетних недееспособных граждан. В регионе функционирует 10 психоневрологических интернатов на 3927 мест. Учреждения укомплектованы полностью. Из 3927 человек, находящихся на стационарном социальном обслуживании, 3079 признаны недееспособными по решению суда.
5. Право на самостоятельное проживание остается во многом теоретической гарантией в связи с тем, что возможность получать социальные услуги и услуги сопровождения по месту жительства или на дому существенно ограничена, несмотря на изменения законодательства. В прежнем Законе о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов (от 02.08.1992 № 122-ФЗ) основанием для отказа в предоставлении социальных услуг на дому являлось, в частности, наличие тяжелых психических расстройств. В новом законе такого основания не указано. Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 442-ФЗ в предоставлении социальных услуг в стационарной форме может быть отказано в связи с наличием медицинских противопоказаний. Закон вступил в силу 1 января 2015 года, и его реализация пока только начинается. Однако необходимо учитывать, что до настоящего времени поддерживалась практика ограничений оказания социальных услуг людям с ментальной инвалидностью. Перечень медицинских противопоказаний на момент составления настоящей записки Министерством социального развития РФ не утвержден.
Например, в Нижнем Новгороде в учреждениях социальной защиты — таких, как комплексные центры социального обслуживания — случаи включения лиц с ментальной инвалидностью в группы дневного пребывания являются единичными. По сложившейся практике данной категории граждан отказывают и в оказании социальных услуг в полустационарных условиях, а также на дому. Большинство нормативных документов, принятых на уровне региона, как по доступности объектов социальной и транспортной инфраструктуры, так и в предоставлении медицинских, социальных и образовательных услуг, ориентированы на лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата, маломобильных граждан, лиц, имеющих инвалидность по общему заболеванию. Но, к сожалению, чаще всего при этом не учитываются потребности людей с ментальной инвалидностью15.
6. В отношении детей с инвалидностью (в особенности детей с тяжелыми и множественными нарушениями) по-прежнему в государственной социальной политике

14 Там же, с. 30.
15 Аналитическая записка к докладу «О соблюдении прав граждан с ментальной инвалидностью в Российской Федерации» по Нижегородской области. НРООПДиМ «Верас», с. 10.

поддерживается приоритет интернатного устройства по сравнению с поддержкой проживания в семье.
Как в федеральном, так и региональном законодательстве отсутствуют необходимые гарантии поддержки семьи, воспитывающей ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями. Имеющиеся в настоящее время гарантии предусматривают лишь материальную поддержку, но не помощь и содействие в развитии семейных отношений и качества жизни.
Так, например, в Законе Воронежской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» от 14 ноября 2008 года № 103-ОЗ меры социальной поддержки детей-инвалидов включают в себя денежные компенсации, льготное лекарственное обеспечение, право на внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты и другие (статьи 77, 78 Закона № 103-ОЗ).
Из материалов регионального доклада (г. Воронеж): «Социальный статус семьи, воспитывающей ребенка с ментальными проблемами, крайне низок. Как правило, это неполные семьи, матери не имеют возможности работать и, таким образом, не могут достойно содержать свою семью. Чаще семья выживает за счёт мизерной пенсии и социального пособия»16 17.
7. Региональное законодательство лишь отчасти компенсирует недостаток системных мер по защите прав детей с тяжелыми и множественными нарушениями и их семей. В отдельных регионах развиваются службы социальных участковых, разрабатываются программы «Передышка», оказывающие помощь семьям, воспитывающим детей с тяжелыми и множественными нарушениями.
Например, в Воронежской области реализуются инновационные направления реабилитации, наиболее востребованными из которых являются:
— социальное сопровождение семей, имеющих детей-инвалидов;
— совместное пребывание родителей с детьми в реабилитационных центрах. Так, в областном детском реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Парус надежды» создана социальная гостиница на 28 койко-мест, в которой дети с ограниченными возможностями здоровья (в том числе дети-инвалиды с ментальными заболеваниями) размещаются совместно с родителями на период оказания им реабилитационных услуг. Социально-бытовые услуги осуществляются на безвозмездной основе1'.
Необходимо анализировать региональный опыт и развивать наиболее успешные формы поддержки на федеральном уровне.
8. Государством в целом недостаточно признается роль некоммерческого сектора в формировании системы услуг, которые обеспечивают поддержку и сопровождение, и таким образом содействуют реализации правоспособности и способствуют участию граждан с ментальной инвалидностью в общественной жизни. Например, общественные организации родителей детей с ментальной инвалидностью применяют эффективные формы организации образования, трудовой занятости, социального обслуживания, подобный ресурс следовало бы

16 Общественный доклад о соблюдении прав людей с ментальной инвалидностью. ВРООИ «Искра надежды». Воронеж, 2012, с. 5.
17 Аналитическая записка о положении людей с ментальной инвалидностью в Воронежской области в свете исполнения Конвенции о правах инвалидов. ВРООИ «Искра надежды», с. 3.

учитывать при формировании социальной политики и закреплять на законодательном уровне в форме государственного социального заказа. Главная проблема, возникающая на пути любых социальных программ для лиц с ментальными нарушениями — это низкая заинтересованность органов власти всех уровней, учреждений и организаций в поддержке общественных организаций инвалидов и некоммерческого сектора в целом.
Очень важным является участие и помощь организаций инвалидов в разработке условий самостоятельного проживания.
Необходимо отметить, что в соответствии с введённым в действие с 1 января 2015 г. федеральным законом о социальном обслуживании новым подходом в регулировании отношений по оказанию услуг на основе социального контракта, успешный опыт некоммерческих организаций может получить государственную поддержку. Закон предусматривает возможность включения в реестр поставщиков социальных услуг некоммерческих организаций, а также возможность выбора поставщика услуг при составлении индивидуальной программы гражданина — получателя социальных услуг.
Позитивные региональные формы поддержки самостоятельного проживания граждан с ментальной инвалидностью:
В Нижнем Новгороде НРООПДиМ «Верас» реализует проект по учебному сопровождаемому проживанию молодых людей с интеллектуальными нарушениями с 2010 года. Сначала курс учебного проживания проходил на базе двухкомнатной тренировочной квартиры, а с 2014 года — на базе трехкомнатной квартиры, выделенной общественной организации «Верас» в безвозмездное и бессрочное пользование администрацией города.
Курс учебного проживания начинался с двух недель, а теперь он длится до двух месяцев. В сопровождении социальных работников и педагогов по графику проживают двое юношей и две девушки. Двое из них с более легкими нарушениями развития, а двое — с более тяжелыми. Так обеспечивается взаимопомощь.
Процесс обучения проводится по трем основным направлениям:
1. Бытовая деятельность: приготовление пищи, уборка квартиры, уход за вещами, подбор одежды в зависимости от погодных условий, осуществление гигиенических процедур, совершение покупок и др.
2. Социально-коммуникативные навыки: развитие межличностных отношений,
ориентация в социальном пространстве, усвоение общепринятых норм и правил и их применение в повседневной жизни.
3. Досуговая деятельность: обучение выбору занятий и организации своего свободного времени, формирование потребности и умения принимать гостей, посещать общественнокультурные места, ходить на прогулку и т. д.
В свободное время ребята играют в настольные игры, слушают музыку, смотрят телевизор, общаются с близкими по телефону.
В один из четвергов молодые люди приглашают друзей и родителей в гости. Ребята продумывают меню, готовят разные блюда и накрывают на стол.
Выходные и праздничные дни воспитанники службы учебного проживания проводят в своей семье. В это время они выполняют домашнее задание для закрепления полученных навыков. В проживании участвуют ребята, посещающие мастерские Центра лечебной педагогики и социальной адаптации НРООПДиМ «Верас» (http://veras-nn.ru/work_cat/uchebny-e-tsentry/).
Для реализации прав одиноких людей с инвалидностью на достойную жизнь во Владимирской области внедрены и работают разные формы устройства этих людей:
• С августа 2012 года внедрены и работают «Приемные семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов (дееспособных)» на основании Постановления Губернатора Владимирской области от 16 августа 2012 г. «О внедрении во Владимирской области стационарозамещающей технологии «Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов».
• Устройство недееспособных граждан в домашней обстановке, у неродного опекуна. Во Владимирской области принят закон «О вознаграждении, причитающемся опекунам недееспособных граждан», который вступил в силу 1 января 2014 года.
• Устройство недееспособных граждан в домашней обстановке в отдельной квартире постоянного поддерживаемого (сопровождаемого) проживания.
• Подготовка детей и молодых людей со сложной структурой дефекта к самостоятельной, сопровождаемой жизни в условиях «учебных» квартир. С 1 сентября 2005 года Ассоциация родителей детей-инвалидов «Свет» обучает самостоятельному (поддерживаемому) проживанию в условиях «учебных квартир» молодых людей со сложной формой инвалидности.
В Архангельске с 2005 года действует муниципальное бюджетное учреждение «Центр помощи совершеннолетним подопечным», которое оказывает услуги опеки, попечительства и патронажа для граждан, проживающих в собственном жилье (в том числе по договору социального найма жилого помещения), а также социальные услуги разных видов, помощь в адаптации, преодолении конфликтов, содействие в трудоустройстве, планировании бюджета, организации досуга, социально-психологическую поддержку. Услуги оказываются бесплатно и с согласия гражданина, а оказание помощи строится на основе партнерства с клиентом и его ближайшим социальным окружением.
В городе Новодвинске Архангельской области государственным бюджетным учреждением «Новодвинский детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии» с 2000 года реализуется проект самостоятельного проживания выпускников с умственной отсталостью в открытом обществе — «Сервисное жилье». Проект появился в результате сотрудничества Областного управления социальной защиты населения и благотворительной шведской организации «MI-Индивидуальная помощь Швеции», и был осуществлен на базе дома-интерната. Участники программы «Сервисное жилье» самостоятельно проживают, работают и ведут домашнее хозяйство. 16 выпускников живут самостоятельно в открытом обществе (4 первых участника программы создали семьи). Сегодня проект «Сервисное жилье» включает в себя две сервисные квартиры, и расширился за счет аренды дополнительного жилья (2 выпускника приобрели собственное жилье), что делает эту программу актуальной и жизнеспособной (http://novodvinsk-intemat.narod.ru/).

 

 

Популярные материалы Популярные материалы

 
 
Присоединиться
 
В Контакте Одноклассники Мой Мир Facebook Google+ YouTube
 
 
 
 
Создан: 28.02.2001.
Copyright © 2001- aupam. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.