Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.
 
 
 
Меню   Раздел Законодательство   Реклама
         
 
Поиск
 

Мой баннер
 
Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Статистика
 
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
 

Глава 5. Оценка пенсионных прав (конвертация)

Одним из условий преобразования пенсионной системы является оценка пенсионных прав граждан по состоянию на 01.01.2002 путем их преобразования в сумму расчетного пенсионного капитала. Конвертация осуществляется при назначении трудовой пенсии по старости впервые. Пенсионные права в виде стажа и заработка стали отражаться в страховых взносах, которые уплачиваются в бюджет ПФР только с 2002 г. Но у большинства застрахованных лиц уже имелся определенный стаж, выработанный в старой системе. Поэтому необходимо было объединить их с теми страховыми взносами, которые стали учитываться у каждого застрахованного лица и влиять на их пенсионные права с 2002 года. Для объединения старых и новых пенсионных прав и включения их в расчетный пенсионный капитал всех граждан, была проведена оценка их пенсионных прав в денежном выражении, которая получила название конвертация. Каждому застрахованному лицу независимо от возраста, заработавшему права в старой пенсионной системе, была произведена оценка его стажа и заработка путем конвертации в расчетный пенсионный капитал в денежном выражении.
Конвертация (оценка) пенсионных прав — это трудовой вклад человека, приобретенный до начала пенсионной реформы и выраженный в виде условной суммы денежных средств (суммы пенсионного капитала), составляющей эквивалент уплаченной в ПФР суммы страховых взносов.

5.1. Цель проведения оценки пенсионных прав

Необходимость проведения работы по сбору и оценке сведений о стаже и заработке была вызвана тем, что в условиях экономических преобразований в стране значительная часть организаций ликвидируется, реорганизуется или находится на территории бывшей союзной республики. Многочисленны случаи утраты документов в результате пожаров или просто небрежного хранения. При этом не принимались меры к сохранности документов, влияющих на пенсионные права работников. Архивные службы не всегда могут помочь, документы на хранение сданы не полностью, а то и вовсе не поступали. Далеко не всегда безупречно оформляются трудовые книжки и договоры. Заложниками такой ситуации становились, как правило, граждане, обратившиеся за назначением трудовой пенсии (по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца).
Много вопросов возникало и продолжает возникать при подтверждении периодов работы в особых условиях труда, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение. В соответствии с законодательством учет специального трудового стажа влияет как на определение права на пенсию, так и на расчет пенсионного капитала. Практически всегда работа в особых условиях требует дополнительного документального обоснования. И как правило, это обоснование отсутствует или оформлено ненадлежащим образом. В таких случаях граждане не могут подтвердить документами периоды своей трудовой деятельности и среднемесячный заработок, что отражается на величине расчетного пенсионного капитала, а в отдельных случаях — отказе в установлении досрочной пенсии.
Любой гражданин заинтересован в том, чтобы данные о стаже и заработке, которые будут учитываться при исчислении размера его трудовой пенсии, были точными. Зачастую при оформлении пенсии граждане не могут представить в территориальный орган Фонда необходимые сведения, подтверждающие отдельные периоды трудовой деятельности или особые условия труда в связи с тем, что архивные документы не сохранились. В последние годы возросло количество организаций-однодневок, организаций малого бизнеса, и можно предположить, что данная проблема в ближайшем будущем станет еще острее. С годами получить нужный документ становится все труднее. Именно поэтому каждому застрахованному лицу целесообразно уже сейчас уточнить данные о своем стаже, удостовериться в правильности внесенных в трудовую книжку записей и заранее побеспокоиться о том, чтобы уже сегодня иметь на руках все необходимые документы как о трудовом стаже, так и о размере заработка.

5.2. Оценка пенсионных прав

Оценка пенсионных прав (конвертация) — это преобразование пенсионных прав в виде общего трудового стажа и заработка, приобретенных гражданином на 01.01.2002 (до начала пенсионной реформы), в сумму расчетного пенсионного капитала по определенной формуле.
Осуществляемая оценка пенсионных прав направлена:
— на максимальное сохранение пенсионных прав, приобретенных застрахованными лицами по состоянию на 01.01.2002;
— упрощение процедуры назначения трудовой пенсии.
В этих целях установлены конкретные периоды, за которые может быть учтен заработок застрахованного лица. Это периоды за 2000—2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями или государственными (муниципальными) органами.
Данные периоды обусловлены тем, что заработок необходим только для оценки пенсионных прав, а не для определения окончательного размера пенсии.
Общий трудовой стаж по-прежнему сохраняет свое значение только для конвертации пенсионных прав. Под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., которая учитывается в календарном порядке (трудовая и творческая деятельность, служба в армии, период получения пособия по безработице и т. д.).
В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц (в том числе пенсионеров) период пребывания на инвалидности I и II групп, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания, приравнивается к работе, на которой получены указанные увечье или заболевание. Застрахованным лицам, имеющим стаж работы в особых условиях труда (Списки № 1 и № 2, педагогическая и лечебная деятельность, работа в гражданской авиации и т.п.), конвертация пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал может осуществляться по их выбору с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного), стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
Рассчитанная таким образом сумма начального пенсионного капитала (условно рассчитанной пенсии на 01.01.2002) в рублях отражается на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного лица и используется при расчете его будущей пенсии. Дальнейшие пенсионные права, заработанные после вступления в силу нового пенсионного законодательства, — это страховые взносы работодателей.
Сумма расчетного пенсионного капитала и страховые взносы, отчисляемые работодателями в пользу каждого работника, и составят к достижению пенсионного возраста накопленный пенсионный капитал для определения размера трудовой пенсии. И чем они больше, тем больше будет размер пенсии.
Теперь благодаря данной процедуре каждое застрахованное лицо будет знать, какова сумма его пенсионных накоплений, заработанных им за весь период трудовой деятельности. Важные моменты при конвертации — это правильная оценка трудового стажа и выбор наиболее удачных периодов в трудовой деятельности с соответствующей заработной платой, который будет зафиксирован в индивидуальных лицевых счетах застрахованного лица.
Конвертация пенсионных прав проводится как пенсионерам, так и гражданам, еще не достигшим пенсионного возраста. Для нынешних получателей пенсий оценка пенсионных прав произведена с 01.01.2002 по документам о трудовом стаже и заработке, имеющимся в пенсионном деле каждог о пенсионера.
Для всех работающих лиц, которым пенсия не была назначена до этой даты, оценка пенсионных прав будет производиться одновременно с назначением им трудовой пенсии. Для этой категории лиц предусмотрена специальная схема преобразования пенсионных прав и определения начального пенсионного капитала.
На практике применяются три варианта подсчета трудового стажа в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц:
1) по нормам п. 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях с учетом продолжительности общего трудового стажа, выработанного по состоянию на 01.01.2002 (данный порядок также совпадает с порядком подсчета общего трудового стажа при определении размера пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера, действовавшим до 01.01.2002). В указанный стаж включаются периоды работы и иной деятельности в календарном порядке, при этом не включаются периоды учебы, ухода за детьми в возрасте до трех лет и иные периоды;
2) по нормам законодательства, действовавшим до 01.01.2002 при определении размера пенсии без применения индивидуального коэффициента пенсионера. В общий трудовой стаж включаются все периоды работы и иной деятельности, предусмотренные ранее действовавшим законодательством, в том числе периоды учебы и ухода за детьми в возрасте до трех лет и иные периоды, с применением к соответствующим периодам в необходимых случаях льготного порядка подсчета стажа (год за полтора, год за два); но установлено ограничение расчетного размера пенсии в 3—3,5 минимального размера пенсии по старости, установленного по состоянию на 31.12.2001;
3) оценка пенсионных прав осуществляется с применением вместо общего трудового стажа специального стажа на соответствующих видах работ, исчисленного в календарном порядке.
Для получателей пенсии по состоянию на 01.01.2002 существует еще один вариант оценки пенсионных прав — исходя из размера пенсии.
Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, в следующие сроки:
• застрахованным лицам, занятым на соответствующих видах работ, — не позднее 01.01.2011, а в случае назначения этим лицам трудовой пенсии до указанной даты — одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с федеральным законом;
• остальным застрахованным лицам — не позднее 01.01.2013, а в случае назначения этим лицам трудовой пенсии до указанной даты — одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с федеральным законом.
При этом применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), а также порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Закона о трудовых пенсиях.

5.2.1. Расчетный пенсионный капитал

Одним из базовых понятий российского пенсионного законодательства является расчетный пенсионный капитал (РПК) — сумма страховых взносов, с учетом которой исчисляется базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости).
Расчетный пенсионный капитал формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, внесенных за застрахованное лицо в бюджет ПФР, на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета.
Учет страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.
Расчетный пенсионный капитал состоит из трех частей: конвертируемых пенсионных прав (в денежном выражении), приобретенных застрахованными лицами до 01.01.2002, суммы валоризации и страховых взносов, уплаченных работодателем в ПФР после этой даты.
Сумма расчетного пенсионного капитала (ПК), с учетом которой исчисляется базовый размер трудовой пенсии застрахованного лица (страховой части трудовой пенсии по старости), определяется по формуле
ПК=ПК! + СВ + пк2,
где ПК, — начальный пенсионный капитал, приобретенный до 01.01.2002, т.е. пенсионные права граждан до реформы;
СВ — сумма валоризации;
ПК2 — общая сумма страховых взносов, уплаченных с 01.01.2002 до выхода на пенсию.
Начальный пенсионный капитал рассчитывается по правилам исчисления трудовых пенсий, которые применялись накануне реформы, т.е. исходя из трудового стажа и среднего заработка за определенный период.
Расчетный пенсионный капитал до дня назначения трудовой пенсии подлежит регулярной индексации в соответствии с Законом о трудовых пенсиях.
Расчетный пенсионный капитал определяется по общим правилам исходя из расчетного размера трудовой пенсии, либо с учетом продолжительности общего трудового стажа, либо с учетом стажа на соответствующих видах работ (специального трудового стажа).

5.2.2. Расчетный размер пенсии

Первоначальный расчетный размер трудовой пенсии по старости (РП) исчисляется по определенной формуле на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета или выдаваемых соответствующими организациями документов о трудовом стаже и заработке работника.
По выбору каждого застрахованного лина при расчете учитываются сведения о среднемесячном заработке за 2000—2001 гг. по данным индивидуального (персонифицированного) учета или за любые 60 месяцев работы подряд, когда работник имел высокие заработки.
Расчетный размер пенсии определяется путем умножения коэффициента по стажу на коэффициент по зарплате и на среднемесячную зарплату утвержденную в Российской Федерации за III квартал 2001 г., который составляет 1671 руб.
Расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП=СК х ЗР / ЗП х СЗП,
где СК — по стажу коэффициент у женщин, имеющих на 01.01.2002 трудовой стаж 20 лет, у мужчин — 25 лет, составляет 0,55 и повышается за каждый отработанный год указанного стажа на 0,01, но не выше 0.2, Коэффициент по стажу не должен превышать 0,75;
ЗР — среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000—2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период, что и заработная плата;
СЗП — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 01,07.2001 по 30.09.2001 для исчисления пенсий, утверждена в размере 1671 руб. Этот показатель используется и в настоящее время для конвертации пенсионных нрав в расчетный пенсионный капитал.
Для определенных категорий граждан конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал может осуществляться по их выбору с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного). В этом случае расчетный размер трудовой пенсии определяется по следующей формуле:
РП - ЗР х СК,
где ЗР — среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000— 2001 гг. по сведениям индивидуальною (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается;
СК — коэффициент по стажу, который для застрахованных лиц:
• из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
• из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,2.
Расчетный размер трудовой пенсии при стаже на соответствующих видах работ в летном и летно-испытательном составе у мужчин от 20 до 25 лет и у женщин от 15 до 20 лет уменьшается на 2% за каждый год (в том числе неполный), недостающий до полного стажа на соответствующих видах работ. Расчетный размер трудовой пенсии летчикам-испытателям I класса повышается на 10%. При этом расчетный размер трудовой пенсии не может превышать 75% среднемесячного заработка застрахованного лица.
При наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, расчетный размер трудовой пенсии не может превышать сумму, равную 555 руб. 96 коп., а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (подземные, горные, с вредными условиями труда, в горячих цехах, гражданской авиации), — 648 руб. 62 коп.
За каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, продолжительность страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, указанные суммы повышаются на 1%, но не более чем на 20%.
К расчетному размеру пенсии отдельным категориям граждан устанавливаются надбавки, за исключением лиц, имеющих право на дополнительное материальное обеспечение в более высоком размере.
Расчетный размер трудовой пенсии с учетом надбавок, повышений и компенсационных выплат не может быть менее 660 руб. При максимальном коэффициенте по стажу (0,75) расчетный размер пенсии составляет 1503,90 руб. (0,75 х 1,2 х 1671 руб.).
Лицам, имеющим право на повышение пенсий в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении повышения по такому же основанию к расчетному размеру трудовой пенсии не начисляются.
Для лиц, которым по состоянию на 31.12.2001 установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с указанным выше Законом по их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента, за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев.

5.2.3. Коэффициент по заработной плате

Для определения расчетного размера пенсии используются два показателя коэффициент по заработной плате (СК) и среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за определенный период, которые сводят практически на нет разницу в заработной плате гражданин. Поэтому получение большой заработной платы в указанный период практически не влияет на размер пенсии.
Для расчета коэффициента по заработной плате берется соотношение среднемесячного заработка за 2000—2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета либо за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 к среднемесячной заработной плате по Российской Федерации (1671 руб.). Максимальный размер такого соотношения учитывается в размере не свыше 1,2. Это общее правило для всех гражданин при определении отношения заработков.
В отношении лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, указанное отношение заработков учитывается в повышенном размере, но не свыше 1,4; 1,7; 1,9 в зависимости от величины районного коэффициента, установленного к заработной плате.
Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
В повышенном размере указанное отношение заработков учитывается на основании сведений о заработной плате за периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, продолжительностью не менее одного полного месяца.
В случаях, когда представлены сведения о заработной плате с выплатами разных по размеру районных коэффициентов, для учета в повышенном размере указанного отношения заработков принимается последний по времени получения районный коэффициент, начисленный к представленной заработной плате в период работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях.
Среднемесячный заработок для исчисления пенсии устанавливается по выбору пенсионера либо по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, либо за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 в течение трудовой деятельности.
За период работы до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования заработок подтверждается справками о заработной плате на основании бухгалтерских документов работодателя, после регистрации — выпиской из индивидуального лицевого счета.
Если документы утрачены в связи со стихийным бедствием или вследствие небрежного хранения, умышленного уничтожения не по вине работника и восстановить их невозможно, периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного страхователя.

5.2.4, Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии, или коэффициент дожития (Т), зависящий от года назначения пенсии, который применяется для расчета ее страховой части, используется при полном расчете трудовой пенсии по старости. К 2013 г. законодательством установлен коэффициент дожития 19 лет (228 месяцев), после чего он сохранится на все последующие годы. При этом в переходный период до 2013 г. этот показатель применяется в уменьшенном размере — 14 лет (168 месяца).
Эта величина не означает, что пенсионеру будет выплачиваться пенсия только в течение 19 лет, она применяется исключительно для расчета. Если пенсионер превысит ожидавшийся период получения пенсии, взятый за основу при определении размера пенсии (проживет дольше среднестатистического показателя продолжительности жизни на пенсии), то выплата установленной ему пенсии не будет прекращена, а будет продолжена пожизненно, несмотря на полное исчерпание его пенсионного капитала.
Это возможно только благодаря тому, что в случаях более ранней смерти пенсионера неиспользованный пенсионный капитал не передается его наследникам, а перераспределяется между всеми пенсионерами для обеспечения продолжения выплаты пенсии тем, кто в силу преклонного возраста исчерпал свой пенсионный капитал. Данный солидарный механизм и составляет суть распределительной пенсионной системы, которая существует в подавляющем большинстве стран мира, в том числе и в Российской Федерации.
Законом установлено: чем дольше будет работать гражданин после достижения общеустановленного пенсионного возраста, тем меньше будет срок дожития, а значит, больше будет размер пенсии.

Ожидаемый период выплаты пенсии (T)
Год 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Количество месяцев 156 162 168 174 180 186 192 204 216 228

5.2.5. Пенсионный капитал

Пенсионный капитал (ПК) и пенсионные накопления — это и есть новые формы учета обязательств государства по выплате пенсии. Теперь ее размер напрямую зависит от учтенных на лицевом счете сумм пенсионного капитала и от пенсионных накоплений, сформированных за всю трудовую деятельность будущего пенсионера.
Величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица рассчитывается с помощью расчетного размера пенсии (РП), который определяется следующим образом: из расчетного размера пенсии (РП) вычитается базовая часть (БЧ) в сумме 450 руб., полученная сумма умножается на время дожития (Т):
ПК=(РП - 450 руб.) х Т,
где РП — расчетный размер трудовой пенсии, определяемый с учетом стажа и заработка.
Заработок для лиц, зарегистрированных в системе государственного пенсионного страхования, берется за периоды 2000—2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета. С момента регистрации в системе государственного пенсионного страхования (выдачи пластиковой карточки «Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования») во внимание принимаются только сведения персонифицированного учета за эти периоды, а не справки;
450 руб. — размер базовой части трудовой пенсии по старости, который установлен законодательством Российской Федерации на 01.01.2002;
Т — ожидаемый период выплаты пенсии (в месяцах) за
висит от года назначения пенсии. Установлен продолжительностью 19 лет (228 месяцев), но в переходный период до 2013 г. этот показатель применяется в уменьшенном размере (по состоянию на 01.01.2002 составляет 144 месяца). При стаже меньше установленного законом минимального (менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин) размер пенсионного капитала будет понижаться пропорционально отработанному стажу.
Значение ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости влияет на размер ее страховой части только при учете пенсионных прав, приобретенных в условиях новой пенсионной системы, то есть расчетного пенсионного капитала, сформированного после 01.01.2002.
При учете пенсионных прав, приобретенных застрахованными лицами до указанной даты, размер устанавливаемой страховой части трудовой пенсии по старости не зависит от величины ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости.
Если оценка пенсионных прав застрахованных лиц производится одновременно с назначением им трудовой пенсии но инвалидности, указанный ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости умножается на соответствующее отношение нормативной продолжительности страхового стажа инвалида на день, с которого назначается трудовая пенсия (п. 2 ст. 15 Закона о трудовых пенсиях), к 180 месяцам. Указанный ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости умножается на отношение нормативной продолжительности страхового стажа в случае смерти застрахованного лица и назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
Для лиц, имеющих неполный трудовой стаж, величина пенсионного капитала определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного трудового стажа и умножается на число месяцев фактического трудового стажа, по следующей формуле:
ПК=ПКполн. х СТ / СТполн.,
где ПКполн. — пенсионный капитал при полном стаже,
СТ — фактически имеющийся трудовой стаж в месяцах на
01.01.2002;
СТполн. — полный трудовой стаж в месяцах, установленный законом (для женщин — 240 месяцев, для мужчин — 300 месяцев).
Полученная сумма и есть начальный пенсионный капитал, который в рублях вносится на индивидуальный лицевой счет каждого гражданина и в дальнейшем подлежит ежегодной индексации в зависимости от роста цен за соответствующий период.
Проиндексированный начальный пенсионный капитал в сумме со страховыми взносами, отчисляемыми в дальнейшем работодателем за работника, начиная с 01.01.2002 по день установления ему пенсии составит накопленный пенсионный капитал.
Далее для расчета страховой части необходимо определить величину расчетного пенсионного капитала, т.е. капитала на день назначения пенсии. Он определяется путем умножения величины расчетного пенсионного капитала на индексы увеличения в соответствии с постановлениями Правительства РФ об
индексации. К полученному произведению прибавляется сумма страховых взносов, уплаченных работодателем за работника с 01.01.2002 по день назначения ему пенсии.
Сумма страховых взносов, уплаченных работодателем в бюджет ПФР с 01.01.2002 по 31.12.2009, составляет 29 642,86 руб.; — ПК, т.е. пенсионные права, на 01.01.2002 — 143 488 руб.
1. Определим размер трудовой пенсии по старости в 2010 г. Сначала проиндексируем начальный пенсионный капитал, имеющийся у пенсионера на 01.01.2002 на коэффициент индексации, который составляет 3,678. С учетом всех индексации начальный расчетный пенсионный капитал пенсионера составил: 143 488 х 3,678==527 748,86 руб.
К проиндексированному начальному пенсионному капиталу прибавим сумму страховых взносов, уплаченных работодателем за работника в бюджет ПФР с 01.01.2002 по 31.12.2009: РПК=527 748,86 руб. + + 29 642,86 руб.=557 391,72 руб.
2. Определим размер страховой части трудовой пенсии, исчисленной из полученной суммы расчетного пенсионного капитала на 31.12.2009: СЧ=31.12.2009 ПК / T=557391,72 руб. / 186 мес.==2996,73 руб.
Фиксированный базовый размер пенсии на 31.12.2009 — 2460 руб.
Размер пенсии составил: 2460 руб. + 2996,73 руб.=5456,73 руб. Поскольку с 01.01.2010 проведена переоценка пенсионных прав граждан, полученный размер начального расчетного пенсионного капитала (527 748,86 руб.) подлежит также валоризации, т.е. перерасчету за советский период (см. главу 6 «Переоценка пенсионных прав (валоризация)»).
Предположим, что гражданин родился в 1940 г. и в советский период до 01.01.1991 проработал 37 лет. Его расчетный пенсионный капитал с учетом валоризации составит: 527 748,86 руб. х 0,47==248 041,96 руб., где 0,47 — 47% прибавки к расчетному пенсионному капиталу (37% за 37 лет работы и 10% за факт работы в СССР). Страховая часть пенсии с учетом суммы валоризации на 01.01.2010 составила: СЧ=ПК / Т=248 041,96 руб. / 186 мес.=1333,56 руб.
Прибавка к пенсии составит: 2996,73 руб. - 1333,56 руб.==1663,17 руб.
Размер пенсии с учетом суммы валоризации в 2010 г. составил: П=СЧ + Б + В=2460 руб. + 2996,73 руб. + 1663,17 руб.==7119,90 руб.

5.3. Документы, подтверждающие трудовой стаж

Основным документом, подтверждающим стаж и периоды работы, является трудовая книжка. Для оценки пенсионных прав наряду с работой в учреждении, предприятии, колхозе или кооперативной организации в обший трудовой стаж включаются периоды:
• предпринимательской деятельности;
• прохождения военной службы в составе Вооруженных Сил, органах государственной безопасности и внутренних дел;
• нахождения на инвалидности I и II групп, связанной с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием;
• работы в составе творческих союзов (писателей, художников, деятелей кино и др.);
• нахождения застрахованного лица на учете в службе занятости.
Поскольку сведения об этих периодах, как правило, не вносятся в трудовую книжку, их необходимо подтверждать дополнительными документами (военным билетом, справками военкоматов или справками других соответствующих учреждений). Кроме того, стаж работы может быть подтвержден письменными трудовыми договорами, а также договорами гражданско-правового характера на выполнение работ и оказание услуг.
Период работы в особых условиях труда также подтверждается уточняющей справкой, выдаваемой администрацией организации, где проходила работа.
Для оценки пенсионных прав необходимо обратиться в управление ПФР по месту жительства и представить следующие документы:
— паспорт;
— страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
— трудовую книжку и другие документы о стаже работы (справки, военный билет и т.п.);
— документы, подтверждающие соответствующий льготный статус (несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, необоснованно репрессированные по политическим мотивам и т.п.), — при их наличии.
Предпринимателям, лицам, которые самостоятельно обеспечивают себя работой, неработающим гражданам необходимо самим позаботиться о представлении документов для оценки пенсионных прав. Для этого следует обратиться в управление ПФР по месту жительства.

5.4. Общий трудовой стаж для оценки пенсионных прав

На практике применяются три варианта подсчета общего трудового стажа для оценки пенсионных прав граждан.
По первому варианту учитывается продолжительность общего трудового стажа, выработанного по состоянию на 01.01.2002, который совпадает с порядком расчета общего трудового стажа при определении размера пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера, действовавшим до начала пенсионной реформы. Но в указанный стаж не включаются периоды учебы, периоды ухода за детьми в возрасте до трех лет и иные периоды.
Для определения расчетного размера трудовой пенсии в общий трудовой стаж в календарном порядке включаются следующие периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002:
• работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию;
• работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера;
• индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;
• творческой деятельности членов творческих союзов: писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;
• службы в Вооруженных Силах РФ и иных воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах СНГ, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внепгней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;
• подготовки к профессиональной деятельности — обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре;
• временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II групп, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;
• ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, престарелым, если он нуждается в постоянном уходе по заключению лечебного учреждения;
• ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в обшей сложности;
• проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
• проживания за границей супругов работников советских учреждений и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;
• пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
• получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства;
• периоды выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства;
• периоды содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным;
• проживания граждан в районах, временно оккупированных неприятелем в период Великой Отечественной войны, и достигших ко дню оккупации или в ее период 16 лет, — время их пребывания в возрасте 16 лет и старше на оккупированной территории СССР или других государств, а также на территориях государств, находившихся в состоянии войны с СССР, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление;
• проживания граждан в г. Ленинграде в период его блокады (с 08.09.1941 по 27.01.1944), а также граждан — узников фашистских концлагерей — время соответственно проживания в блокадном городе Ленинграде и нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, включаемых в общий трудовой стаж, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов:
• работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, которые включаются в общий трудовой стаж за полный год работы независимо от фактической продолжительности этих периодов;
• работы в лепрозориях и противочумных учреждениях, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;
• службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также времени нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периодов военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом РФ от 15.051991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которые включаются в обший трудовой стаж в тройном размере;
• работы в городе Ленинграде в период блокады (с 08.09.1941 по 27.01.1944), которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере;
• работы во время Великой Отечественной войны (с 22.06.1941 по 09.05.1945), за исключением работы в районах, временно оккупированных неприятелем, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;
• работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере;
• военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;
• содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным, в том числе из числа репрессированных народов, которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере;
• проживания в блокадном городе Ленинграде и нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;
• работы или службы (за исключением военной службы) в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом № 1244-1, которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере.
При расчете размера пенсии для оценки пенсионных прав граждан по второму варианту, когда общий трудовой стаж рассчитывается без применения индивидуального коэффициента пенсионера, учитываются все периоды работы и иной деятельности, предусмотренные ранее действовавшим законодательством, в том числе периоды учебы и ухода за детьми в возрасте до трех лет и иные периоды, с применением к соответствующим периодам в необходимых случаях льготного порядка подсчета стажа (год за полтора, год за два). При этом расчетный размер пенсии не должен превышать в 3—3,5-кратного минимального размера пенсии по старости, установленного по состоянию на 31.12.2001.
По третьему варианту оценка пенсионных прав осуществляется с применением вместо общего трудового стажа специального стажа на соответствующих видах работ, исчисленного в календарном порядке. Период пребывания на инвалидности I и II групп, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания, учитывается как стаж работы, на которой получено указанное увечье или заболевание.
Для получателей пенсии по состоянию на 01.01.2002 применяется еще один вариант оценки пенсионных прав — из размера пенсии (только по выбору пенсионера).
При установлении страховой части трудовой пенсии по старости военным пенсионерам, федеральным государственным гражданским служащим и космонавтам в общий трудовой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении и Законом № 4468-1.

5.5. Расчет пенсионного капитала

На 01.01.2002 Иван Ильич имеет общий трудовой стаж 27 лет и 3 месяца и среднемесячный заработок 2500 руб. за период 2000—2001 гг., на 01.01.2002 проживает на Севере и продолжает работать.
Отношение заработка Ивана Ильича к среднемесячной заработной плате в стране составит:
ЗР / ЗП=2500 руб.: 1494 руб. 50 коп.=1,673 — и будет учтено в размере 1,4.
СК — коэффициент по стажу Ивана Ильича равен 0,57 (0,55 + + 0,02 — за два года общего трудового стажа сверх требуемого стажа). Расчетный размер пенсии на 01.01.2002 составил: РП=СК X ЗР / ЗП X СЗП=0,57 X 1,4 х 1671 руб.=1333,46 руб. Расчетный пенсионный капитал на 01.01.2002 составил: ПК=(РП - БЧ) X Т=(1333,46 руб. - 450 руб.) х 144 мес.==127 218,24 руб.
Таким образом, пенсионный капитал Ивана Ильича, накопленный по состоянию на 01.01.2002, составил 127 218,24 руб.
С 2010 г. общий размер трудовой пенсии исчисляется с учетом суммы валоризации. Прибавка к пенсии за счет валоризации составит: (127 218,24 руб. х 0,37 х 3,678): 144 мес.=1202,26 руб., где 0,37 — 37% прибавки к расчетному пенсионному капиталу (27% за 27 лет работы и 10% за факт работы в СССР);
3,678 — коэффициент индексации страховой части пенсии; 144 мес. — коэффициент периода выплаты пенсии.
Проиндексированный начальный пенсионный капитал с учетом валоризации будет внесен в индивидуальный лицевой счет Ивана Ильича, который в сумме со страховыми взносами работодателя и составит к моменту выхода его на пенсию накопленный пенсионный капитал для исчисления размера будущей пенсии.
При стаже меньше установленного законом минимального (25 лет для мужчин) размер пенсионного капитала будет понижаться пропорционально отработанному стажу. Пенсионный капитал при неполном стаже исчисляется по следующей формуле:
ПК=ПКполн. х СТ / СТполн.,
где ПКполн. — пенсионный капитал при полном стаже;
СТ — фактически имеющийся трудовой стаж в месяцах по
состоянию на 01.01.2002;
СТполн, — полный трудовой стаж в месяцах, установленный законом (для женщин 240 месяцев, для мужчин — 300 месяцев).
Следует отметить, что эта норма относится к определению пенсионного капитала на 01.01.2002, а не к определению расчетного размера трудовой пенсии.
На 01.01 2002 Алла Петровна имеет общий трудовой стаж 4 года (48 месяцев) и среднемесячный заработок 1500 руб. за период 2000— 2001 гг.
Отношение заработка Аллы Петровны к среднемесячной заработной плате по стране составит:
ЗР / ЗП=1500 руб.: 1494 руб. 50 коп.=1,0. Расчетный размер пенсии на 01.01.2002 при полном общем трудовом стаже составил:
РП=СК х ЗР / ЗП х СЗП=0,55 х 1,0 х 1671 руб.=919 руб. 05 коп. Расчетный полный пенсионный капитал на 01.01.2002 составил: ПКполн.=(РП - БЧ) х Т=(919 руб. 05 коп. - 450 руб.) х 144 мес.==67 543 руб. 20 коп.
Расчетный (начальный) пенсионный капитал Аллы Петровны на 01.01.2002 при неполном трудовом стаже будет определен в размере: ПК=ПКполн х СТ / СТполн.=67543 руб. 20 коп. х 48 мес. : : 240 мес.=13 508 руб. 64 коп.
Таким образом, пенсионный капитал Аллы Петровны, накопленный по состоянию на 01.01.2002, составил 13 508 руб. 64 коп.
С 2010 г. общий размер трудовой пенсии исчисляется с учетом суммы валоризации. Прибавка к пенсии за счет валоризации составит: (13 508,64 руб. X 0,14 х 3,678): 240 мес.=28,98 руб., где 0,14 — 14% прибавки к расчетному пенсионному капиталу (4% за четыре года работы и 10% за факт работы в СССР);
3,678 — коэффициент индексации страховой части пенсии; 240 мес. — коэффициент периода выплаты пенсии. Проиндексированный начальный пенсионный капитал с учетом валоризации будет внесен в индивидуальный лицевой счет Аллы Петровны, который в сумме со страховыми взносами работодателя и составит к моменту выхода ее на пенсию накопленный пенсионный капитал для исчисления размера будущей пенсии.
Величина начального (расчетного) пенсионного капитала теперь зависит от продолжительности общего трудового стажа, величины среднемесячного заработка, а также от наличия права на повышение расчетного пенсионного капитала у соответ ствующих категорий граждан. Поэтому гражданин имеет право дтя оценки пенсионных прав представить дополнительные документы, влияющие на величину его пенсионного капитала, которые им ранее не были представлены. В этом случае территориальными органами ПФР уточняется величина пенсионного капитала на 01.01.2002.
Конвертация — это оценка пенсионных прав, заработанных на начало пенсионной реформы. Пенсионные права — это сведения о заработной плате, стаже и размере перечисленных страховых взносов. А знание каждым гражданином обязательств, взятых государством в текущий момент времени в отношении его будущей пенсии, лишь укрепляет уверенность в завтрашнем дне и способствует стабильности общества.

 

 

Популярные материалы Популярные материалы

 
 
Присоединиться
 
В Контакте Одноклассники Мой Мир Facebook Google+ YouTube
 
 
 
 
Создан: 28.02.2001.
Copyright © 2001- aupam. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.